Аски-арт, цифровое искусство двух веков

Андрей Кожухов (г. Ростов-на-Дону)

Вы никогда не слышали об этом искусстве? Не знаете ни одного Аски-художника и вообще не представляете, что такое таблица ASCII, формат ANSI и арт-паки? Возможно, но  ставлю  девять к  одному, что с работами Аски-арта вы не только знакомы, но и сами тоже рисовали, пробовали себя в этом жанре, родившемся благодаря компьютерным технологиям. Припомните-ка себя в детсадовском возрасте: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая…»

В детском саду дети чертят домики, елочки и человечков, используя самый элементарный набор «символов»: палочки, крючочки, точки и кружочки. И действительно: вертикальная палочка, две косые и две прямые линии, кружочек сверху — вот и человечек. Легко и просто! С елью и домом чуть сложнее, но задача выполняется с тем же набором простых «закорючек».

Аски-художники используют 255 таких вот «закорючек». ) — это, попросту говоря, изображения, созданные всеми доступными символами на нашей клавиатуре, то есть с помощью букв (включая кириллицу), цифр и знаков, например: O I T W Y Ш ! Ж ( + ) @ # » : > < * & ^ , _ | / { — } [ = ] » ? ` ~.

Получается этакая наскальная живопись digital-арта. Красками художников являются ASCII (общепринятая таблица символов текстового режима) и ANSI; роль кисти выполняет клавиатура, а роль холста и мольберта — монитор. Специальный формат записи текста ANSI позволяет раскрашивать символы 16-ю цветами и задавать фон    8-ю цветами, что делает из Аски-рисунка красочную и даже объемную картинку, этот формат дает также эффект мигания и движения символов. Таким образом, Аски-арт позволяет создавать не только статичные черно-белые изображения, но и колоритные видеосюжеты. Все это привлекает к данному виду цифрового искусства новых поклонников, и их с каждым годом становится все больше.

Начало

Наверное, предтечей Аски-арта можно считать наскальные рисунки, сделанные десятки тысяч лет назад первобытными людьми. Они тоже на доступных носителях информации хотели запечатлеть для потомков то, что поняли, осознали, чему научились. Тогда не было бумаги, и нашим далеким предкам приходилось рисовать на стенах пещер, на скалах и каменных валунах; изображения выполнялись резьбой и рельефом, затем примитивной краской.

Сейчас люди не могут обойтись без компьютеров. Трудно представить себе бизнесмена с картонным блокнотом вместо ноутбука, в магазинах и банках нас встречают (и провожают!) не белозубые улыбки сотрудников, а мерцающие мониторы.

Творчество во все века отражало жизнь, подражало ей, поэтому не удивительно, что изобразительное искусство проникло и в мир персональных компьютеров, и во всемирную сеть Интернет. Не только проникло, но и прониклось. И в этом мире Аски-арт стал живым и настоящим.

Вряд ли в середине восьмидесятых годов прошлого века, когда еще не было графических редакторов, программист «варезной» группы на Commodore 64 мог подумать, что его внезапная забавная идея со временем станет искусством. Из нескольких доступных символов в текстовом редакторе он сделал красивый логотип, и это стало модной «фишкой», которая к началу девяностых перекочевала на персональные компьютеры. Это были все те же палочки и черточки, но смотрелась картинка по-другому, художественнее — усовершенствованные шрифты ПК это позволяли! Как никогда мы не узнаем имя первого человека, изобразившего в своей пещере убитого мамонта, так никогда не станет известным имя того программиста, который впервые использовал «чертежный» опыт предков на компьютере.

В 1991 году группа Acid с южного побережья США опубликовала свой арт-пак (арт-паком называют архив, собрание нескольких Аски-изображений, созданных какой-либо арт-группой за определенный период времени). Он стал первым кирпичиком в фундаменте всей арт-сцены. Правда, в этом архиве не было ни одной Аски — они появились лишь в середине   90-х, когда художники из Acid сформировали отдельный дивизион под названием Remorse.

Первые российские Аски-работы возникли в 1995 году и получили широкое распространение в среде «фидошников». Они носили скорее экспериментальный характер. Сеть ФИДО позволяла обмениваться только текстовыми сообщениями, и для передачи друг другу порой даже довольно сложных чертежей фидошники активно пользовались аски-графикой. Были попытки сделать даже что-то вроде анимированной Аски-графики по принципу простейших мультяшек: жми непрерывно на клавишу PageDown, и на экране будут относительно быстро сменяться картинки, получается иллюзия движения.

Двумя годами позднее, 14 ноября 1997 года, появилась первая русская Аски-группа Just-X, состоявшая из двух участников: Crasher и Camor. 1999 год стал датой рождения группы Chaos Energy Group и легендарной Galza (кстати, это название родилось случайно: создатель группы просто перепутал буквы в слове Glaza). Некоторое время спустя CEG сдал позиции, и большинство Аски-художников ушло оттуда, основав группу Secular. Ее лидером стал Slash.

Galza (http://www.galza.tk) и Secular были основными командами долгое время. Здоровая конкуренция со временем перешла в воинственное противостояние. Сетевое соперничество, сдобренное ярой неприязнью лидеров друг к другу, стало еще более ожесточенным. Мириться и уступать никто не собирался, каждый гнул свою линию, хотел выделяться ярче и живописнее другого. Художники из разных команд никогда не видели друг друга в лицо, не слышали голосов как друзей, так и врагов, общались только через Интернет. Поддерживая своих лидеров, они непримиримо лаялись между собой на разных форумах и иных сетевых площадках, забывая об основных канонах творчества. Но после смены лидеров конфликт себя исчерпал: военный корабль Secular поднял якорь и направился в тихие прибрежные зоны виртуальности, а танк Galza с опущенным дулом, оберегаемый сверху самолетом, развернулся и тоже нашел себе теплое местечко под солнцем. Причем более теплое, чем недавний противник…

Выставки

16 марта 2001 года в Ижевске состоялась первая специализированная Аски-выставка Cyber Decadence, подготовленная группой Galza. Проходила она в мрачном подвальном помещении жилого дома. Чтобы добраться к месту выставки, нужно было миновать лабиринты ржавых труб, нырнув за черную пыльную занавеску. Галерея представляла собой вывешенные на стенах распечатки аскишных работ известных художников из Ижевска, Москвы, Санкт-Петербурга, Дании, Бельгии и Финляндии. Все они светились в ультрафиолете, а специфическая музыка и металлические дуновения лишь подчеркивали атмосферу.

Еще одна значительная выставка цифровой графики «Аски-Арт» прошла в Калининградской художественной галерее 28 мая 2004 года и также была организована международным сообществом художников «Galza». Посетителям были представлены экспериментальные работы около семидесяти Аски-художников из разных стран. Сюрпризом для зрителей стал видео-арт — еще один жанр мультимедийного искусства, сформировавшийся отдельно.

Однако именно 2001 год стал знаковым для Аски-арта. Несмотря на то, что датой рождения этого жанра можно считать середину восьмидесятых годов, совершеннолетним и самостоятельным он стал уже в XXI веке: в самом его начале Аски-арт признали настоящим искусством. Искусством, у которого, как и у любого другого, имеются свои стили и направления.

Стили и направления

Существует три основных стиля рисования: Old-school, New-school и Block-style. Изначально был один стиль, который впоследствии и назвали «Старой школой» — Old-school. Его отличает то, что рисуют не всеми доступными символами таблицы ASCII, которых 255, а только знаками препинания (точки, кавычки, запятые), скобками, палочками (так называемый «слэш», / и ) и черточками. Современные художники в основном пользуются только этими символами, и большинство изображений выполнено «Старой школой». Разнообразие шрифтов позволяет создавать с помощью этих «закорючек» настоящие шедевры.

Вторым основным направлением является New-school, его рисуют любыми символами, входящими в таблицу ASCII (хотя, в основном, используют приблизительно шестьдесят символов); главное отличие его от «Старой школы» — в технике исполнения. Если в Old-school достаточно просто отобразить сходство с оригиналом, то сторонники «Новой школы» (особенно новички) чаще всего стараются достичь максимального сглаживания контуров, идеально показать переход цвета и тени, улучшить контраст, добиться плавности, что, безусловно, требует высочайшего мастерства и художественного мышления. Изображения «Новой школы» более емкие и масштабные, требуют профессионализма и качественного исполнения. Художники тратят гораздо больше времени и сил, но результат превосходит все ожидания. А уж если графика будет разукрашена разными цветами и займет весь экран полностью, то тут можно встать с кресла и зааплодировать. Жаль, что Аски-художники не слышат громких рукоплесканий и искренних живых восторгов!

Отличие третьего основного стиля, Block-Style, от двух предыдущих в том, что в этом случае для рисования используют только так называемые «сеточки» и «кирпичики», изображение заполняется полностью всеми символами. Чаще всего картинки раскрашиваются; этот стиль интересен тем, что в нем нужно уметь работать с цветом. Удачные комбинации 16 основных цветов и 8 фоновых позволяют мастерам достигать интересных оттенков изображения.

Кроме того, существуют также «экзотические» форматы, менее распространенные стили — это RipScript, Bin, X-Bin, Avt, но они представляют интерес только для настоящих мастеров, хотя и новички иногда в них экспериментируют. Профессионально работающих в этих направлениях российских художников можно пересчитать по пальцам одной руки.

Любители Аски-арта пользуются специальной программой, чтобы смотреть изображения всех перечисленных выше стилей. Наиболее удачной из всех считается AcidView v4.36. Этот универсальный просмотрщик обладает массой полезных функций.

Смайлик как «первоатом» Аски-арта

Самое простое и невероятно популярное Аски-изображение — это виртуальная улыбка: двоеточие, тире и закрывающая скобка. Большинство пользователей глобальной сети Интернет, проводящих время на разнообразных форумах и сайтах, даже не догадываются, что по нескольку раз на день прикасаются к настоящему искусству. А как же обойтись в каком бы то ни было сообщении без «смайлика»? Никак! Не зря их придумано такое множество: :-), %))), #:-o, :-)}, :^), >:*), {;-), :-D, :-0, ;-/ — и это далеко не все. Сами по себе смайлики не несут никакой смысловой нагрузки, они лишь дополняют текст, подчеркивают то или иное настроение, выражают эмоциональную окраску речи: сочувствие, насмешку, ехидство, гомерический смех, сарказм, обиду, подмигивание… Шутники придумали даже виртуальную «пьянку»: символ ~/ означает предложение выпить. Все как в жизни! Ныне смайликов в сообщениях так много, что некоторые любители известного сайта «Живой Журнал» (более двух миллионов пользователей по всему миру, а самый известный — российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко) назначили 1 апреля днем без смайликов.

Абсурдный случай из «жизни» смайликов произошел в России. Один предприимчивый пенсионер из Гатчины захотел подзаработать. В 2000 году ему удалось запатентовать смайлики как «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека». Пенсионер сразу же подал в суд на компанию Siemens, которая использовала готовые смайлики в своих телефонах. Районный суд удовлетворил требования «изобретателя», но в 2005 году в Санкт-Петербурге справедливость восторжествовала.

Вообще, авторство смайлика оспаривают несколько человек, но принято считать, что впервые желтую улыбающуюся рожицу нарисовал американский художник Харви Бэлл в 1963 году. Известным всему миру смайлик стал лишь в 70-е годы, когда два брата из Испании придумали для смайлика слоган «Have a Happy Day». Улыбка с таким девизом сразу стала хитом, и вскоре смайлик появился на эмблемах, открытках, футболках и бейсболках — одним словом, на всем, что может быть быстро продано.

Небольшой практикум

Вообще, рисовать можно как в любом текстовом редакторе, хоть в MS Word, хоть в «Блокноте» Windows (что, признаться, очень затруднительно!), так и в любом графическом редакторе, от Paint до PhotoShop. Но для удобства Аски-художников уже существуют специальные программы, профессионалы рекомендуют пользоваться сразу несколькими: A3E, AcidDraw и CiaDraw.

Давайте нарисуем розу. Это самое примитивное, что можно набросать с помощью нескольких символов, чтобы было похоже на цветок:

-«-,-<{@

Не составит труда отправить такую розу в виде SMS подруге или вложить в электронное письмо, собственно, ей же. Поверьте, она будет очень рада. Но я бы посоветовал не спешить и нарисовать более объемную и красочную картинку. На мой взгляд, с этой задачей идеально справился Аски-художник Joan G. Stark (http://www.geocities.com).

Я общаюсь с несколькими женатыми парами, которые познакомились в  Интернете. Как вы думаете, что прикрепил ухажер в конце своего первого электронного любовного письма? Розу, конечно же. Он и дальше отправлял виртуальные цветы, пока девушка не согласилась с ним встретиться, а потом, спустя полгода, она вышла за него замуж. И я не уверен, удалось бы ему влюбить в себя прекрасную леди и прослыть романтиком, не будь Аски-арта…

И ни в какое сравнение не идет человечек из пяти символов, танцор (работа Джоан Старк), который безмолвно просит: «Разрешите пригласить вас на вальс».

Думаю, ни у кого больше не осталось сомнений в том, что Аски-арт — это искусство. Как сказал великий Пабло Пикассо, «Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин». Кстати, некоторые картины этого прославленного французского живописца напоминают работы Аски-арта. Например, «Мужская голова» (1913 год) составлена из прямых и косых линий, круглых скобок и черточек.

Родившись в примитивной компьютерной среде, Аски-арт стал одной из неотъемлемых составляющих культуры компьютерного андеграунда. Графику Аски-арта используют пираты для оформления информационных файлов, средствами Аски-арта рисуют логотипы, эмблемы и заставки, такие изображения применяют в рекламных целях, в области компьютерного дизайна, при создании интернет-сайтов, наконец, как живопись в реальной жизни, они пользуются большим спросом у обычных пользователей Интернета…

С уверенностью можно сказать, что  Аски-арт заявил о себе всерьез, и только художники и ценители смогут направлять его дальше, к новым выставкам и шедеврам, мастерам и поклонникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *