Гармония, поверенная алгеброй

Юрий Петелин (С.-Петербург)

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты.

А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»

Вчитайтесь. Получается, что тот Сальери, которого изобразил А. С. Пушкин, был не кем иным, как компьютерным музыкантом. Именно сухость, отсутствие жизни и души, машинная идеальность — те эпитеты, которыми нередко награждают компьютерную музыку.

Конечно, у Сальери компьютера не было. Поверять алгеброй гармонию (находить математические закономерности в сочетании тех звуков, которые наиболее приятны слуху человека) он мог только в уме, за инструментом или на бумаге. И, конечно, не во времена Сальери, а значительно раньше началось развитие важного направления музыкальной науки — теории гармонии, которая выявляет и описывает правила соединения отдельных звуков в аккорды, а аккордов — в последовательности.

Не исключено, что и Моцарт, развивший идею динамичной гармонии как принцип видения мира, способ художественного преобразования реальности, в душе был компьютерным музыкантом без компьютера: многие наши современники строят свое творчество на идее электронного синтеза виртуальных звуковых миров.

Что касается теории гармонии, с которой тесно связана проблема сочинения мелодии, то без знания ее основ не обойтись и в эпоху общедоступного музыкального компьютера — не музыка получится, велосипед, скрипящий и виляющий из стороны в сторону. А вот тут у многих пользователей начинаются проблемы.

Сложна теория гармонии. В ней много нечетких терминов и законов, не имеющих физического смысла. В общем, наука эта в сознании «компьютерщика», настроенного на получение и переработку информации в реальном времени, укладывается плохо. Музыканту тоже нелегко ее осваивать, но он делает это на протяжении многих лет обучения и добивается результата ценой непрерывных упражнений и огромных затрат времени. Что же делать? Как «подключить» сюда компьютер, чтобы облегчить жизнь и «физикам», и «лирикам»?

Занимаясь подготовкой этой статьи, я предложил для обсуждения на форуме сайта http://petelin.ru такую тему: «А как сочиняете музыку вы»? Для «затравки» было сформулировано несколько предположений.

  • Возникшая мелодия — это нечто божественное и ниспосланное вам небесами или результат трезвого (а то и математического) расчета?
  • Вы наигрываете на MIDI-клавиатуре мелодию, внезапно пронзившую вашу душу, или, зациклив очередные 4 такта, методом «тыка» набиваете паттерн?
  • Вы применяете на практике какие-либо известные вам постулаты теории композиции или создаете мелодию по наитию?
  • Вы используете специальные программы, моделирующие труд композитора, либо приспосабливаете в этих целях некие функции универсальных музыкальных редакторов?

Как заметила одна участница обсуждения, преподаватель музыкальной информатики из Санкт-Петербурга, если объединить эти предположения, то как раз и получится ответ на поставленный вопрос. Но мне кажется, что такой ответ носит слишком неконструктивный характер. Признаюсь, что к тому моменту я уже серьезно поработал над этим вопросом — проштудировал учебники, интервью с популярными композиторами, добрался до работ древнекитайских и античных философов, мифов Древней Греции и библейских текстов. Однако ответа на поставленный вопрос найти не удалось. Другого ожидать, пожалуй, и не стоило. Это ведь творчество. Какие тут могут быть рецепты?

А тем временем на форуме развернулась довольно живая дискуссия. Было высказано много интересных мыслей. Посетители форума писали о своем опыте сочинения музыки. Преподаватели музыки углубились в спор о предпочтительной последовательности изучения основных положений теории гармонии и особенностей организации занятий с детьми различного возраста. Несколько участников обсуждения выясняли роль мелодии в современной музыке, а также старались прийти к общему мнению по вопросу о том, на что следует опираться в первую очередь — на мелодию или гармонию. Нашлось место и для уточнения соотношения интуиция/знания в сочинении музыки. Автор самой оригинальной теории утверждал, что сознание человека можно представить в виде множества жестких дисков, которые по мере его взросления заполняются и даже переполняются накапливаемой информацией, причем каждый из «винчестеров» предназначен только для сообщений определенного класса. Например, какие-то из них имеют отношение к математике, а какие-то — к музыке

Вот в эту музыкальную память неосознанно и заносятся окружающие нас звуки. А потом в один прекрасный момент сознание рождает музыкальную идею, которая на самом деле является преломлением «подслушанных» музыкальных идей, хранящихся в различных «папках» нашего «жесткого диска». Главное — суметь не пропустить, а еще лучше искусственно вызвать в подходящей для работы ситуации этот самый «прекрасный момент». С полным содержанием дискуссии вы можете познакомиться на странице http://www.petelin.ru/conference/viewtopic.php?t=294.

Наибольшую ценность, на мой взгляд, представляет серия сообщений, написанных человеком, который профессионально занимается обучением детей музыке вообще и гармонии с композицией в частности, используя в своей работе компьютер. Работая с детьми, общей теорией не ограничишься: он должен был придумать какие-то конкретные методики. Как оказалось, описанная им схема организации упражнения его учеников в сочинении музыки очень заметно перекликается с логикой работы той программы, о которой, собственно, и пойдет речь. Но сначала несколько слов о ее создателе.

Москвич из Новосибирска

В последнее время мне везет на встречи (к сожалению, как правило, виртуальные) с интересными людьми. Не успела стихнуть переписка с Алексеем Ванеевым (см. «Магия ПК» №3/2005, №4/2005), как поиски в Интернете отечественных разработчиков музыкального софта вновь увенчались успехом. Через Yandex я узнал о программе Palette, облегчающей труд композиторов, и сама программа, и ее описание находятся на сайте http://user.rol.ru/~palette/). Автор программы — Илья Щепихин. Я скачал, установил программу и начал с ней знакомиться, едва ли не впервые в жизни имея возможность заглянуть в руководство пользователя, написанное на русском языке. В первой части руководства приведены теоретические сведения, в основном касающиеся гармонии и композиции. Такого ясного, логичного, краткого и, вместе с тем, достаточного изложения довольно сложных вопросов раньше, пожалуй, я не читал. Подумалось, что наконец-то мне встретился музыкант-теоретик, способный переложить на алгоритмический язык универсальные музыкальные законы. В моем воображении нарисовался образ опытного преподавателя консерватории, к тому же умеющего программировать.

На мое письмо с этим предположением и со своими впечатлениями о программе Илья Щепихин ответил быстро и охотно рассказал о себе. Виртуальный образ автора программы оказался мало соответствующим действительности. Илья не считает себя музыкантом. Два раза начинал учиться в музыкальной школе, но оба раза не закончил. Теорию гармонии и композиции осваивал сам. Полагает, что изучить теорию достаточно просто, а чтобы воплотить ее в программу, не нужно годами писать многоголосные диктанты. Необходимо только понять основные принципы построения и расположения аккордов, правила голосоведения, логику функционального движения. А еще нужно уяснить, что лежит в основе мелодии, из чего она состоит, как взаимосвязаны части мелодии. По мнению Ильи, в учебниках советского времени все это достаточно доступно изложено. Илья с детства очарован мелодиями из отечественных фильмов, музыкой Алексея Рыбникова, Геннадия Гладкова, Микаэла Таривердиева. Отсюда желание реализовать себя в музыке. Но сам он музыку не сочиняет, предпочитает заниматься тем, что у него получается, — программированием. В Москве живет только два года, до этого жил в новосибирском Академгородке. Закончил Сибирскую государственную академию телекоммуникаций и информатики. Профессионально работает программистом 4 года в фирме, которую считает одним из лидеров IT-индустрии в России.

В чем состоит уникальность Palette?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется совершить небольшой экскурс в основы теории гармонии и композиции (даже не экскурс, а лишь легкое прикосновение). Иначе с программой невозможно работать осмысленно. Конспективно перечислю основные положения, опираясь на руководство к программе.

Вы сомневаетесь, какое отношение к компьютеру имеет кратко изложенная ниже теория? Прямое. Перед выдачей задания программисту заказчик должен разработать спецификацию: формализованно или хотя бы вербально (словами) описать, что имеется на входе программы, что должно получиться на выходе, по каким правилам, алгоритмам и с соблюдением каких ограничений следует обрабатывать те или иные данные. Так вот, в нашем случае элементарная теория гармонии-композиции, по существу, и играет роль спецификации.

Задача подмены гармонии алгеброй в принципе разрешима, если воспользоваться представлением нот в виде MIDI-сообщений. В таком случае ноты, интервалы, аккорды заменяются числами, а в их отношении выполняются те преобразования и проверяются те условия, которые в теории музыки описываются самыми обычными словами-понятиями и фразами-отношениями.

Начнем с понятия мотив. Мотив — это группа нот вокруг одной сильной доли. Если сравнивать мелодию с человеческой речью, то мотив — это слово. В нашей речи из слов складываются фразы, предложения. Точно так же в мелодии из мотивов складываются музыкальные фразы, из них, в свою очередь, складываются предложения. Как правило, мелодия строится на нескольких основных мотивах, которые могут развиваться, повторяться, противопоставляться друг другу.

Вслед за автором одного из учебников по композиции Илья Щепихин утверждает, что существует только три основных типа мотивов. Называются они аналогично соответствующим им по ритмическому строению стихотворным метрам:

  • ямб — начинается со слабой доли (затакта) и заканчивается на сильной доле (первой доле такта);
  • хорей — начинается на сильной доле (первой доле такта) и заканчивается на слабой;
  • амфибрахий — начинается на слабой доле и заканчивается на слабой доле.

В программе Palette имеется возможность задавать любой из этих типов мотива.

Следующей в иерархии элементов, образующих мелодию, является фраза. Фраза — относительно завершенная часть мелодии, темы; построение, среднее между мотивом и предложением. Обычно она состоит из двух мотивов и образует половину предложения. Есть два способа развить мотив и, тем самым, сформировать фразу: повторить мотив и сопоставить его с другим мотивом.

Повторение может быть буквальным, секвенцированным (перенос всех нот мотива на одну или более ступеней лада вверх или вниз) или варьированным (обмен нот местами, разбивка большой длительности на несколько коротких или, наоборот, объединение нескольких маленьких длительностей в одну большую).

Новый мотив может быть производным от исходного либо контрастным по отношению к нему. Есть несколько приемов, с помощью которых можно получить производный мотив из исходного:

  • сохранение интонационного содержание мотива и изменение в нем длительностей;
  • сохранение ритмической составляющей мотива и придание ему нового интонационного содержания;
  • обращение исходного мотива;
  • получение нового мотива путем вычленения из исходного мотива отдельных интонаций, попевок.

Контрастный мотив — это совершенно новый мотив, непохожий на исходный мотив. Контрастным может быть ритм. Например, в первом мотиве короткие длительности, а во втором длинные. Контрастным может быть интонационное содержание мотива. Например, в первом мотиве используется плавное поступенное движение, а второй, наоборот, состоит в основном из скачков.

В программе Palette имеются средства для реализации всех перечисленных способов превращения мотива в музыкальную фразу. В свою очередь, на основе фраз могут быть сформированы предложения, а на их основе — периоды.

Теперь поговорим об элементах гармонии. Теория гармонии рассматривает аккорды относительно конкретной тональности. Каждая ступень лада обозначается римской цифрой. Первая, четвертая и пятая ступени лада имеют специальные названия: T (Тоника), S (Субдоминанта), D (Доминанта).

Существует много различных типов аккордов. Перечислим только основные, используя обозначения, принятые в программе Palette (в основном, они совпадают с общепринятыми). Первым в названии аккорда идет номер ступени, от которой построен аккорд. Если аккорды построены от первой ступени, например, тональности До мажор, то в названии этих аккордов на первом месте стоит римская цифра 1 (либо буква T). Цифры после номера ступени обозначают тип аккорда:

  • 5/3 — трезвучие (аккорд из трех звуков, звуки трезвучия расположены по терциям);
  • 6 — первое обращение трезвучия; обращение аккорда получается путем переноса нижнего звука аккорда на октаву вверх;
  • 6/4 — второе обращение трезвучия;
  • 7 — септаккорд (аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям);
  • 6/5 — первое обращение септ-аккорда;
  • 4/3 — второе обращение септ-аккорда;
  • 2 — третье обращение септаккорда.

В классической гармонии принято четырехголосное представление аккорда. Голоса имеют следующие названия: cопрано — верхний голос; альт — второй сверху голос; тенор — второй снизу голос; бас — нижний голос. Чтобы представить трезвучие в четырех голосах, нужно один звук удвоить. Аккорд характеризуется определенным расположением: ноты, входящие в него, могут принадлежать как одной, так и различным октавам.

Аккорды перечисленных типов в различных расположениях в программе Palette формируются автоматически.

Существуют формировавшиеся на протяжении столетий правила голосоведения, по которым звуки одного аккорда должны переходить в звуки другого аккорда.

1. Недопустимо такое соединение аккордов, при котором все голоса движутся в одном и том же направлении.

2. Если при соединении аккордов в одном из голосов образуется скачок (интервал больше терции), то все остальные голоса должны соединяться плавно интервалами терция, секунда, прима.

3. Не должно быть пересечения голосов.

4. Голоса не должны двигаться параллельными квинтами и октавами.

5. При соединении аккордов в голосах не должен образовываться увеличенный интервал.

6. Желательно, чтобы крайние голоса (сопрано и бас) при соединении аккордов не двигались в одном и том же направлении. Также желательно, чтобы интервал между крайними голосами не был равен квинте или октаве.

В процессе голосоведения программа Palette автоматически обеспечивает выполнение этих правил.

В зависимости от того, от какой ступени лада построен аккорд, он принадлежит той или иной функциональной группе аккордов: тонической, субдоминантовой; доминантовой. Функциональная группа определяет роль аккорда в ладу.

Самым главным представителем тонической группы аккордов является трезвучие от первой ступени (T5/3), которое реализует функцию устойчивости, покоя, стабильности. Этот аккорд является целью любой последовательности аккордов

Аккорды субдоминантовой и доминантовой группы неустойчивы, но по-разному. Аккорды доминантовой группы звучат напряженно и остро тяготеют к разрешению в тонику. Самым выраженным аккордом доминантовой группы является трезвучие от пятой ступени (D5/3). Аккорды субдоминантовой группы звучат более мягко, менее напряженно по сравнению с аккордами доминантовой группы. Главным аккордом субдоминантовой группы является трезвучие от четвертой ступени (S5/3).

По мере развития гармонического оборота каждый последующий аккорд имеет более напряженное звучание по сравнению с предыдущим. Отсюда вытекает основное правило, которое используется при построении последовательности аккордов: аккорды субдоминантовой группы не могут следовать за аккордами доминантовой группы. Любая последовательность аккордов стремится к разрешению в тонику. T-S-D-T — это шаблон, по которому строится гармонический оборот (может быть полным, но может быть и неполным, то есть может содержать только тонику и аккорды субдоминантовой группы, либо только тонику и аккорды доминантовой группы).

Теория гармонии описывает функции аккордов всех типов. В статье рассказать об этом просто немыслимо (типичный учебник гармонии насчитывает несколько сотен страниц).

Программа Palette автоматически отбирает и предлагает пользователю наиболее предпочтительные варианты развития аккордовой последовательности, основанные на анализе предшествующих аккордов и функциональном назначении аккордов различных типов.

Попытаюсь кратко подытожить характеристику программы Palette. Можно сказать, что в ней в виде алгоритмов реализованы основные правила музыкальной теории и законы построения отдельных аккордов, создания аккордовых последовательностей, формирования мелодии на основе элементарного мотива и взаимного увязывания развития мелодической линии и гармонической последовательности.

Важно понимать, что Palette не относится к классу «автокомпозиторов». Программа ничего не сочиняет за вас. Первый аккорд вы должны задать сами. Первый мотив вы тоже должны придумать и записать сами. И дальше, опираясь на теорию, вы тоже все должны делать сами. А программа просто поможет вам совершить очередной шаг: подскажет предпочтительную ноту в мотиве, предпочтительный аккорд в гармонической последовательности, предложит варианты преобразования мотива и развития мелодии, транспонирует мотив в соответствии с указанным вами аккордом или подберет аккорд к записанному мотиву. Иными словами, Palette делает за вас черновую работу, не позволяет нарушать законы, предлагает вам варианты мелодии и гармонии, а уж выбор подходящего варианта — ваша задача.

В итоге вашей совместной с программой деятельности будет «грамотно» сочинена одноголосная мелодия. Причем, мелодия будет сопровождаться простейшей партией аккомпанемента в виде последовательности аккордов и простейшей партией баса (обе партии, по сути, без ритмической составляющей).

Результат работы Palette сохраняются в файле проекта (с расширением PTT), но их можно и экспортировать в MIDI-файл (получится три трека: мелодия, аккорды аккомпанемента, бас) с тем, чтобы уже в другой программе (например, в Cakewalk SONAR или в Steinberg Cubase SX) заняться аранжировкой, записью вокальных партий и партий живых инструментов, а также сведением композиции.

Не очень привычный интерфейс

Теперь познакомимся с интерфейсом программы. Поскольку Palette сопровождается подробным описанием на русском языке, моя задача сводится к пояснению сущности работы с программой.

Главное окно выглядит совершенно нестрашно, и вы быстро научитесь в нем ориентироваться. С нетрадиционными средствами представления музыкальной информации вы столкнетесь чуть позже.

Для того чтобы начать работу, нужно в главном меню программы выбрать команду File > New. Откроется окно New Dialog. В нем нужно определиться с ладом, тональностью, ритмом, размером, темпом, структурой композиции (и закрыть окно кнопкой OK). Затем, нажав на кнопку i в правой верхней части главного окна, следует открыть окно Set of Instruments и назначить MIDI-инструменты, которыми будут исполняться три партии и формироваться сигналы метронома. Конечно, при запуске программы все эти параметры выбираются автоматически (по умолчанию), но лучше определить их в явном виде и в соответствии с вашим творческим замыслом. Советую начинать освоение программы с сочинения мелодии, соответствующей типу мотива «хорей» (выбрав в раскрывающемся списке Motive Type окна New Dialog строку Trochee). В этом случае работа немного упрощается: не будет затакта, а в качестве первого аккорда программа автоматически установит тоническое трезвучие T5/3 (например, для тональности ля минор это будет соответствовать аккорду Am). Обратите внимание на главное окно: аккорд T5/3 подписан под первым мотивом (левая секция нотного стана, первый такт, в нижней части окна).

Сориентируемся в расположении элементов главного окна. В нижней части на нотном стане вы будете сочинять с помощью программы мелодию, последовательно переходя от одного такта к другому. В трех рабочих полях, расположенных в верхней части окна, вы будете хранить промежуточные результаты (заготовки вариантов мотива), в формировании которых вам также поможет программа. Этот объект, по существу, является совокупностью нескольких буферов обмена.

Кнопки, расположенные по горизонтали в средней части окна, соответствуют различным алгоритмам преобразования мотива, записанного в любом из полей-тактов на нижних нотных станах. Две группы содержат кнопки с почти одинаковыми названиями. Разница заключается в том, что левая группа реализует условно простые методы преобразования мотива, а правая — методы, названные автором программы относительными. Особенности этих групп методов описаны в руководстве, но будет лучше, если вы еще и сами опробуете их с одним и тем же исходным материалом. Чтобы алгоритм преобразования применить к мотиву, нужно «захватить» его мышью (нажать кнопку, вытянутую по вертикали и расположенную перед полем с мотивом) и «перетянуть» мотив вверх на одну из кнопок выбора алгоритма. Три варианта преобразованного мотива тут же появятся на нотных станах в верхней части окна. Их можно послушать, нажав кнопку с изображением динамика. Но главное, что любой вариант мотива можно перетащить с верхних нотных станов на нижние — встроить в структуру сочиняемой мелодии.

В главном меню вы не найдете привычных команд Undo/Redo, но это не означает, что нет возможности вернуться к предыдущему варианту мотива. Напротив, откат возможен для каждого мотива в отдельности (максимальное число шагов возврата 28). В этих целях следует использовать кнопки с изображением стрелок, расположенные под каждым из нотных станов. Кнопками How To… запускаются анимированные примеры использования различных средств преобразования мотива или редактирования аккордов.

В общем, мотивы можно переносить из такта в такт, обрабатывать различными алгоритмами, накапливать в буферах обмена и встраивать в структуру мелодии. Но пока что мы не выяснили главного. Откуда берется самый первый, исходный мотив, служащий объектом всех последующих преобразований? Вы его должны записать сами (лучше всего в первый такт, для которого уже определен аккорд). Запись нот мотива осуществляется с помощью окна Motive Editor. Оно открывается щелчком левой кнопкой мыши на нотном стане в нижней части главного окна.

Окно редактора мотива разделено на две половины: левую и правую. Активная половина редактора имеет бежевый фон. Каждая из половин предлагает на выбор ноты. Если выбрать один из вариантов в активной половине редактора, то выбранная нота будет вставлена в текущее время мотива, к которому на данный момент «прикреплен» редактор мотива. Текущие ноты мотива показаны заштрихованными прямоугольниками. Ноты, которые вы выбираете, придумывая и редактируя мотив, в окне редактора отображаются как разноцветные прямоугольники. Красным цветом показаны неаккордовые ноты, синим — аккордовые. Если в редактируемом мотиве в текущем времени нет аккорда, тогда все варианты отображаются синим цветом. Кроме того, в такой ситуации программа не просчитывает высоту ноты, а позволяет выбрать любую высоту. Выбранная нота отображается прямоугольником, цвет которого зависит от того, какой ступенью лада она является. Учтите, что в левой половине окна более ранние ноты мотива находятся ближе к центру окна (здесь вектор времени как бы направлен в прошлое).

Ноты каждого последующего шага отображаются в противоположной половине окна, так что указатель мыши движется все время вокруг его центра. По горизонтали вы меняете длительность ноты: чем дальше от центра к краю половины окна, тем больше длительность ноты. Высота тона меняется по вертикали (цифры соответствуют ступеням). Можно ввести все ноты мотива, только один раз нажав на кнопку мыши (а дальше просто выбирать ноту, перейдя на другую половину редактора, потом выбирать следующую ноту и так все ноты мотива). Можно использовать и более простой вариант — поочередно выбирать ноты последовательными щелчками левой кнопкой мыши.

Редактор мотива не просто предлагает выбрать подходящие ноты, он генерирует ноты последующего шага, зависящие от того, какая нота была выбрана в текущем шаге. Тем самым он следит за появлением и разрешением неаккордовых звуков. Довольно сложно устроен этот редактор, не правда ли? Но я уверен, что вы освоите, а затем и полюбите его. В этом вам поможет не только подробное описание интерфейса, но и буквально разложенные по полочкам примеры применения редактора мотива в двух его различных режимах.

Завершив работу с первым мотивом, следует переходить ко второму. Здесь тоже есть различные варианты действия, выбираемые двумя кнопками, расположенными по центру нижней инструментальной панели. Можно сначала сочинить мотив, а потом подобрать для него аккорд, а можно сделать и наоборот. Но в любом случае вам не обойтись без редактора аккордов (окно Chord Editor). Оно открывается щелчком на нижней части соответствующего нотного стана.

Устройство окна редактора аккордов аналогично устройству окна редактора мотива: тоже имеется две половины, и время в левой половине тоже «идет вспять». Суть работы в этом окне сводится к выбору очередного аккорда из нескольких вариантов, вычисленных и предложенных программой с учетом характера развития предшествующей части аккордовой последовательности и законов гармонии. Кроме типа аккорда здесь можно также выбрать его расположение.

Навигация в пределах всей мелодии или отдельного мотива осуществляется с помощью кнопок-стрелок, имеющихся в окнах редакторов.

На нижней панели инструментов главного окна находятся три группы кнопок, имеющих важное значение.

Первая (левая) группа определяет алгоритм вычисления редактором мотива высоты тона (фактически, номера MIDI-ноты). Если выбран режим «Поступенное движение», то редактор мотива на каждом шаге предлагает только те ноты, которые отстают на одну ступень лада от предыдущей ноты.

Следующий режим предлагает на выбор только аккордовые ноты в пределах одной октавы вверх и вниз от последней ноты. В этом режиме удобно редактировать арпеджио. В режиме «Классический» редактор мотива использует целый ряд правил. На сильной доле мотива и в начале мотива предлагаются только аккордовые звуки. На всех остальных шагах вы можете выбрать аккордовый звук в пределах одной октавы вверх и вниз от последней ноты. Предлагаются и неаккордовые звуки: вспомогательный, проходящий, взятый скачком и брошенный, а также неаккордовые звуки, опевающие аккордовый звук.

В режиме «Новый способ» редактор мотива использует следующие правила: в начале мотива и на сильной доле может присутствовать любой звук, даже неаккордовый. Если неаккордовый звук приходится на сильную долю или на начало мотива, то на следующем шаге он должен быть плавно разрешен в аккордовый звук.

Неаккордовый звук может следовать за другим неаккордовым звуком, если первый неаккордовый звук был плавно отведен от аккордового звука. Второй неаккордовый звук должен быть плавно разрешен в аккордовый звук. Существует также режим, который позволяет выбрать любую высоту для ноты.

Последняя кнопка в первой группе включает режим «Стирать ноты». Чтобы стереть ноту в мотиве, нужно щелкнуть на ней левой кнопкой мыши. Движением указателя мыши при нажатой кнопке мыши можно стереть несколько нот за один раз.

Вторая группа кнопок определяет то, как редактор мотива вычисляет длительность ноты. Первый режим позволяет выбрать любую длительность, кратную шестнадцатой длительности, но не больше половинной длительности. Второй режим позволяет выбрать одну из следующих длительностей: восьмая, четверть, четверть с точкой, половинная. В следующем режиме для выбора предлагаются две длительности: четверть и половинная. Последний режим называется «С тем же ритмом». В нем редактор мотива не генерирует длительности, а берет их из редактируемого мотива. Если в редактируемом мотиве в текущем времени нет ноты, то редактор мотива предлагает на этом шаге выбрать паузу.

Третья группа кнопок определяет режим работы редактора аккордов. Если выбран первый режим, то в момент, когда редактор аккордов вставляет выбранный аккорд в мотив, ноты мотива транспонируются в соответствии с этим новым аккордом. Когда выбран второй режим, редактор аккордов предлагает на выбор только те аккорды, которые могут гармонизировать существующие ноты мотива. В этом режиме вы подбираете аккорды под ноты мотива.

Словом, общее число сочетаний вариантов алгоритмов огромно. А варианты мелодий и вовсе не поддаются счету. Но вот что интересно: все мелодии, созданные в соответствии с традиционной теорией гармонии, воплощенной в программе, получаются красивыми.

Мудрое решение

В предыдущих статьях, посвященных музыкальному софту, созданному в России (см. «Магия ПК» №3/2005), мы писали, что его разработчики ориентированы исключительно на зарубежных покупателей: сайты, интерфейс программ и цены — все «англоязычно». Высказывалась мысль, что было бы разумно создавать версии программ с русским интерфейсом и продавать их существенно дешевле, чем с английским. Продажам за рубежом это не помешает: американцу попросту ни к чему программа с русскими буквами. И вот — свершилось! Посмотрите, как организовал свой бизнес Илья Щепихин. Его сайт содержит страницы как на английском, так и на русском языках. И хотя на данный момент существует версия программы Palette только с английским интерфейсом, детальное руководство пользователя разработано в двух вариантах: английском и русском. На момент подготовки статьи версию 2.9 программы в комплекте с английским руководством Илья продавал по цене $25, а программу Palette 3.0 с русским руководством он распространял бесплатно. Теоретически такой подход не защищает его от того, что какой-нибудь хитрый англичанин скачает с русскоязычной страницы сайта программу (напомню, англоязычную) и будет ею бесплатно пользоваться. Однако применительно к Palette документация играет настолько важную роль, что без нее обладание самой программой, по сути дела, мало что значит. Так что следующим шагом «хитрого англичанина» обязательно станет приобретение комплекта, предназначенного именно ему. На мой взгляд, бесплатная раздача продукта напряженного интеллектуального труда — это тоже крайность. Достойный товар следует продавать по цене, которая будет по карману нашим соотечественникам. Поэтому я познакомил разработчика программы Palette с сотрудниками фирмы CPS, одной из немногих в России занимающейся продажей лицензионного музыкального софта (см. «Магия ПК» №10/2004). Глядишь, вместе у них что-то и получится.

zp8497586rq