Голливудим в формате 3D

Игорь Савчук (г. Брест, Белоруссия)

Совсем недавно вышла новая версия одного из лидеров современного аудио/видео-монтажа — Sony Vegas 11.

Можно прямо сказать: очень многие из тех, кто был, что называется, “в теме”, ждали эту версию с большим нетерпением, так как в ней заявлена реализация новейших “фичей” на рынке видеоредакторов, это, как пример, монтаж и редактирование стереоскопического 3D-видео, а также реализация поддержки ускорения воспроизведения и расчетов визуализации за счет аппаратных ресурсов видеоадаптера.

BIGITALRU_11

Кстати говоря, последнее, дает более чем трехкратный скачек производительности по сравнению с прошлой версией редактора. Многое из реализованного является на данный момент уникальным, то есть отсутствует у конкурентов вообще. Предлагаю вместе окунуться  в обзор основных новшеств новой версии этого популярного редактора.</i>

Наверное, начать наш обзор нужно хотя бы с краткого определения назначения и возможностей самой программы для тех пользователей Windows, кто слышит о ней впервые. Для всех остальных хочется заметить, что после краткого введения мы подробно рассмотрим  главные нововведения ее последней версии, при этом, не акцентируя внимание на основах практической работы с самой программой, так как в рамках этой короткой статьи для этого просто нет места.

Sony Vegas: вместо введения

Итак, Sony Vegas — это профессиональная программа для многодорожечной записи, редактирования и монтажа видео и аудио потоков. Иначе говоря, это полноценная многодорожечная цифровая система нелинейного видео и аудио монтажа в удобной упаковке.

И именно полноценная, подчеркиваю это, предлагающая в отличие от многих своих конкурентов рангом ниже, бесконечное число видео и аудио дорожек, каждая из которых имеет свою пару (A/B) дорожек, при этом поддерживается многоканальный ввод-вывод в режиме полного дуплекса (для вывода сигнала можно задействовать 26 физических выходов с независимой шиной микширования на каждом), ресемплинг в реальном времени, полный набор продвинутых  инструменты для сочинения музыки, автоматическое создание кроссфейдов, синхронизация посредством MIDI Time Code и MIDI Clock, дизеринг (с нойз-шейпингом) на выходах подгрупп и, конечно, 24/32-разрядный звук с частотой дискретизации 192 кГц.

Читателя-новичка,  наверное, удивит, что кроме основных функций видеоредактора в Vegas представлена мощнейшая адуиоподсистема, возможности которой лишь только частично были озвучены выше. Дело в том, что Vegas вырос из профессиональной программы для работы со звуком, уже впоследствии своего бурного роста обретя возможности комплексной работы с видео.  И только в последнее время Sony Vegas стал серьезно отвоевывать позиции в стандартных сегментах для видеоредакторов, уверенно конкурируя с программами нелинейного 2D-видеомонтажа, а вот на родном для нее рынке аудио-приложений (в силу своих прошлых заслуг и известности) она до сих пор популярна в продакшн-студиях на многочисленных радио и ТВ-станциях.

BIGITALRU_22

Писать о возможностях этой мощнейшей программы можно просто бесконечно… но не думаю, что это правильно для краткой обзорной статьи. Вместо этого давайте лучше  резюмируем основные особенности и отличия, которые выделяют именно этот продукт на фоне его конкурентов в этой насыщенной нише, для чего попробуем перечислить то главное, из-за чего многие делают свой выбор именно в пользу Vegas. Иначе говоря, ответим на простой вопрос…

Почему именно Sony Vegas?

Итак, повторяясь, первой важной отличительной особенностью Vegas по сравнению с другими пакетами видеомонтажа является то, что в этой программе доступна профессиональная работа со звуком.

Чтобы не быть голословным, сразу приведу только один тех.пример из этих богатых звуковых возможностей: в версии Pro, которая является самой дорогой из всей линейки, можно использовать аудио с характеристиками вплоть до 24 бита/192 КГц, а во всех остальных версиях этот верхний порог снижен до 16 бит/48 КГц (впрочем, именно эта нижняя граница по качеству работы со звуком является чаще всего верхней границей для его конкурентов).

В Vegas просто огромное количество возможностей, перечислять которые весьма тяжко и накладно. Чего стоит только одна достаточно редкая возможность прямого импорта файлов MPEG/AC3 с DVD-камкордера! Но, в таком обилии возможностей и настроек важно вот что: именно организация и продуманность интерфейса часто определяет степень удобства работы с подобными по мощности, перенасыщенными возможностями программами.

Для меня это так важно, что повторю еще раз – существуют более-менее аналогичные по мощности аналоги, но именно удачный и практичный интерфейс к этому обилию возможностей и становится тем решающим фактором, который формирует конечное отношение пользователя к программе. Так вот, несмотря на просто огромную функциональность, Vegas имеет очень гибкий, легко настраиваемый и, самое главное, удобный интерфейс, который понижает порог вхождения в увлекательный мир видеомонтажа до простых смертных.

Вместо того чтобы обреченно пользоваться “игрушечными редакторами”, обычный любитель получает удобную возможность начинать учиться сразу на профессиональном инструменте, беря от программы лишь те возможности, которые позволяют текущие знания, и постепенно развиваясь, уже в рамках знакомой и родной среды находить решения для растущих творческих аппетитов.

Следует добавить, что в состав поставки 11-й версии входит в прошлом отдельная программа – DVD Architect Pro, которая дает все возможности для продвинутого мастеринга своего собственного DVD-диска с тем самым видео, которое вы ранее подготовите в Sony Vegas. Если учесть поддержку редактором еще и создание слайд-шоу и презентаций любой сложности (поверьте, PowerPoint здесь отдыхает) из ваших фотографий (поддерживается работа даже с RAW-форматом ваших снимков) и слайдов, а также уже упомянутое наличие “на борту” продвинутых средств для работы со звуком (например, в составе поставки идет отдельная программа Dolby Digital Professional Encoder для возможности создания звукового оформления в многоканальных стандартах Dolby Digital) – то это самый настоящий, хорошо подобранный и универсальный мультимедийный комплекс, который позволяет профессионально решать широкий спектр тематически общих творческих задач.

В других продуктах для подобной широты охвата понадобилось бы как минимум дополнительные 2-3 программы, а то и больше. Покупая и осваивая Sony Vegas – вы убиваете одним кучным выстрелом сразу маленькую толпу из зайцев: вы  не только экономите деньги покупая «все и сразу”, но и свое драгоценное время, ведь для освоения отдельных специализированных программ-решений и их различного интерфейса и принципов работы пришлось бы потратить дополнительные силы и время.

Кроме этого, у Vegas сложилось реноме “всеядной программы” – тяжело найти какой-то более-менее известный видео-формат, что бы она не могла работать с ним. Я перечислю лишь часть из этих форматов, чтобы не превращать эту статью в справочник: XDCAM, XDCAM EX, NXCAM, HDCAM-SR, AVCCAM, RED R3D, AVCHD, AVC, MOV, 3D MVC, 3D MPO, DSLR, в том числе с профессиональным стандартом цифрового кино — 4K.

Несмотря на такие потрясающие возможности, программа имеет один из самых маленьких дистрибутивов среди своих конкурентов – что косвенно отражает качество ее кода (кстати, позволю себе одну техническую подробность – это программа полностью построена на современном Microsoft.NET Framework 4.0, что, кстати, автоматически требует его наличия на вашем компьютере для работы с Vegas).

А вот что это качество напрямую отражает – так это скорость работы и рендеринга, что влияет на комфортность работы с программой. И здесь Sony Vegas на высоте! Если у вас есть определенный опыт для того чтобы сравнивать, то вы наверняка отметите что Vegas “шевелится” явно неплохо, особенно учитывая тяжесть и многочисленность его снаряжения. Не буду поименно ругать конкурентов, но волею судьбы пришлось как-то монтажировать свадебное видео на аналоге-конкуренте Vegas – в голове в процессе работы крутилось только одно определение этой альтернативы: “не жилец”. После выполненной срочной работы и вправду сразу же снес этот тормозной редактор со своего компьютера.

Можно продолжать перечислять приятные “фирменные особенности” Vegas Pro, но зачем? С появлением новой версии Vegas причин для перехода именно на нее появилось еще вагон c тележкой. Поэтому остановлюсь только на самых главных новшествах. Зато каких!

На острие прогресса

BIGITALRU_33

Итак, переходим к самому интересному – новинкам.

Как уже было сказано выше, самым заметным и важным нововведением в последней 11-й версии является реализация ускорения воспроизведения и расчетов визуализации за счет аппаратных ресурсов вашего видеоадаптера. Все это реализовано через популярную ныне технологию взаимодействия OpenCL. Таким образом, общая нагрузка теперь перераспределяется, и многое, что раньше реализовывалось “на горбу” вашего процессора и оперативки, — теперь ложится на плечи специализированного исполнителя — ваш графический ускоритель.

Это полностью отражает современные  веяния, когда новые технологии, продвигаемые в рамках ответвлений OpenGL, дают разработчикам сторонних продуктов прямой доступ к вычислительным ресурсам видеоадаптера пользователя. В самом деле – для каждой отдельной работы лучше подходит «заточенный” именно на нее профессионал, а если говорить о рендеринге, то кто, как не графическая карта лучше справиться с такой задачей? Начиная с 11-й версии симбиоз новых технологий наконец позволяет насладиться этим самым “здравым смыслом”.

И что же мы получаем в результате этого революционного шага – самое время взглянуть на сухие цифры и результаты тестирований.

Как видно по замерам на различных моделях видеокарт в разных тестах, мы получаем как минимум 2-3-кратный рост производительности, а на более мощных картах – даже более того (не озвучиваю эти отдельные результаты, чтобы не смущать большинство – обладателей гораздо более обычных и слабых компьютеров).

И здесь нужно сразу сделать отступление, и ответить на два важных вопроса: кого касается этот праздник жизни (так как очевидно, что эта новая технология будет работать не на всех видеокартах)? И второе – каковы перспективы у этой суперпопулярной технологии?

Все счастливчики поименно

Итак, для эффекта включения графического ускорения ваш компьютер должен иметь достаточно современную видеокарту, приведем для примера некоторые поддерживаемые популярные линейки видеокарт: GeForce GTX 4xx или выше, GeForce GTX 2xx или выше, AMD Radeon HD 57xx или выше, AMD FirePro. При этом минимальный  размер оперативной памяти самого видеоадаптера должен быть 512 Мб.

Ну а если отвечать вообще очень коротко, без попытки перечислить все модели до единой — необходима видеокарта с поддержкой стандарта OpenCL 1.1, который позволяет обращаться к ресурсам видеокарты напрямую и позволяет использовать огромную вычислительную мощь ее GPU любым прикладным программам совместно с системными видеодрайверами. В нашем случае этой самой “прикладной программой”, как легко догадаться, будет являться Sony Vegas 11.

И что интересно: разработчик программы на форуме Sony уже анонсирует скорое бесплатное обновление 11-й версии, в котором будет поддерживаться суперсвежий стандарт OpenCL 1.2, по  которому вся эта связка заработает еще быстрее! Плохая новость заключается в том, что если у вас видеокарта не поддерживает подобные прогрессивные возможности, то Vegas будет работать в прежнем режиме, прилично наваливаясь со всеми своими проблемами (задачами) на стандартный процессор вашего компьютера.

Но все-таки, поскольку скорая поддержка новой версии 1.2 этого интерфейса  уже обещана, я позволю себе, немного отвлекаясь, заглянуть в светлое будущее: вот, что проглядывается там в самых общих чертах (это главные возможности в грядущей OpenCL 1.2):

  • Партицирование устройств — возможность разбиения на уровне OpenCL-приложения устройства на несколько подустройств для непосредственной привязки работ к конкретным вычислительным блокам, резервирования ресурсов для более приоритетных задач или более эффективного совместного использования аппаратных ресурсов, таких как кэш;
  • Раздельная компиляция и связывание объектов — появилась возможность создания динамических библиотек, позволяющих использовать в сторонних программах, ранее реализованные подпрограммы с OpenCL-вычислениями;
  • Расширенная поддержка изображений, включая возможность работы с одномерными изображениями и массивами одномерных или двухмерных изображений. Кроме того, в расширении для организации совместного доступа (sharing) добавлена возможность создания OpenCL-изображения на основе отдельных текстур OpenGL или массивов текстур;
  • Встроенные OpenCL-ядра теперь позволяют использовать возможности специализированного или непрограммируемого аппаратного обеспечения и связанных с ним прошивок. Например, появилась возможность использования возможностей и более тесной интеграции с фреймворком OpenCL таких устройств, как DSP-процессоры или видео кодировщики/декодировщики;
  • Возможность бесшовного совместного использования поверхностей (Media Surface Sharing) между OpenCL и API DirectX 9/11.

Теперь поговорим о втором эпохальном нововведении – полноценной и полноформатной поддержке формата 3D (стереоскопического кино, если быть уж совсем точным в определениях).

Один режиссер-классик кинематографа как-то весьма иронично заметил, что “60 строчек журнального текста – это почти половина любого фильма”. Я не знаю, получится ли у нас сегодня передать содержание даже трети какого-то фильма, потому что в сегодняшних “60-ти строчках” речь пойдет о фильмах, изготовленных в новомодном 3D-формате.

А если говорить точнее – о новых возможностях передовой студии видеомонтажа Sony Vegas 11, которая отныне позволяет это самое стереоскопическое кино творить прямо в домашних условиях, сидя в любимом кресле и домашних тапочках. Конечно, это вряд ли позволит вам замахнуться на славу Аватара, но вот смонтажировать, например, незабываемо-реалистичную съемку бубнящей в 5-канальном звуке 3D-тещу на вашей свадьбе, возможности Sony Vegas позволят теперь с лихвой. Давайте посмотрим на детали реализации этой технологии в нашем сегодняшнем продукте.

 Новый стабилизатор для рук

В прошлый раз мы рассмотрели главные характеристики студии звуко-видео-монтажа Vegas, а также те большие плюсы в области быстродействия, которые сулит нам переход на последнюю версию Sony Vegas 11 – иначе говоря, почему всем обладателям современных видеокарт покупка и установка именно 11-ой версией становится просто насущной задачей. В ней обеспечивается существенное ускорение за счет GPU для реализации переходов, композитинга, множества эффектов, включая размытия, маски и так далее. Поэтому в этой версии программы центральный процессор компьютера отвечает по большей части только за вывод рабочего интерфейса программы Vegas и декодирование аудио/видео.

Но только этим этот большой апдейт не ограничивается. Следующим интересным нововведением для многих пользователей программы станет принципиально новая  интегрированная технология стабилизации изображения. Она предназначена для устранения дрожания кадра на программном уровне, что может проявляться в различных вариантах нестационарной съемки, например, если вы снимаете, держа камеру в руках или/и располагаясь на дрожащей платформе (автомобиль, вертолет, велосипед, пароход, лифт и т.д.).

Не углубляясь в дебри устройства этой технологии, замечу лишь одно: попробовав её в действии, я остался доволен производимым результатом — работа программного стабилизатора была заметна на лицо. Хотя нужно отметить и некоторые огрехи – алгоритм стабилизации по сравнению с 10-й версией был переписан заново и с нуля, поэтому некоторая сыроватость нового стабилизатора всё-таки заметна, но думаю, ещё буквально один-два апдейта программы и все мелкие проблемы в его работе будут окончательно решены.

BIGITALRU_21

Следующее из новшеств, что сразу бросается в глаза — новый плагин для создания титров и текста (речь идет о Create 3D titles with Titler Pro), возможность рендеринга в формат MP4, новые интересные возможности по автоматизации управления переходами и визуальными эффектами, синхронизация переноса дочерних треков при перемещении родительского, новый диалог Render As с множеством различных настроек и возможностью сохранения собственных настроек, некоторые другие более мелкие обновления.

Но, конечно, это не идет ни в какое сравнение по масштабности следующего нововведения – долгожданной 3D-стереоскопии.

3D — в массы!

Для начала совсем немножко истории, немного выйдем за пределы обсуждения лишь только одной программы, чтобы создать объемный контекстный фон для обсуждаемой новинки. В самом деле, для кого предназначена эта программа? Иначе говоря — готова ли технология 3D для ее бытового использования?

Если еще в относительно недавнем 2009 году 3D-техника и 3D-видео практически отсутствовали в повседневной реальности обывателя как класс, то после феноменально успешного показа уже знаменитого фильма Аватар, эта, уже довольно старая технология,   обрела свое второе дыхание.

Итак, стереоскопия – а именно так технология 3D называется официально – сегодня начала свое бурное развитие и движение в сторону широкого потребительского рынка. Мы видим, что в настоящее время производители спешно меняют свои взгляды и убеждения, заявляя о том, что будущее их экранов за 3D-технологиями – точно так же уверенно, как еще совсем недавно они упорно отрицали потенциальную успешность и востребованность этой технологии.

Вот только пару фактов в связи с этим: в 2010 году компания Samsung продала 2 миллиона 3D-телевизоров, а в 2011-2012 году Samsung ожидает выхода на продажи на уровне более 12 миллионов такого рода изделий в год.

vegas_2-3

Если говорить о России, то в апреле 2010 года у нас тоже началось конвейерное производство подобных 3D-телевизоров от той же Samsung в Калужской области. LG и HTC недавно выпустили на рынок популярные модели Optimus и EVO 3D, которые представляют собой высокопроизводительные смартфоны соответственно с 3D-камерами и 3D-дисплеями. Компания YouTube заявила о том, что все видео, содержащиеся на ее сайте, совсем скоро станет совместимым с передовым аппаратным обеспечением nVidia 3D.

И вот только вдумайтесь – на фоне всех этих головокружительных перспектив и 3D-безумия, на рынке видеомонтажа нет ни одного полноценного, законченного пакета для создания и обработки 3D-видео! Вероятно, теперь очевидно, то чувство острого нетерпения, с которым ждали дебюта первой полноценной студии, включающей в себя весь набор операций по мастерингу 3D-видео. И новая Sony Vegas 11 — стала первой из них.

Поэтому главное ощущение после работы с пакетом последней 11-й версии Vegas – констатация того, что 3D наконец-то пришло на обычные настольные компьютеры и отныне пригодно для повседневного бытового использования, а не только в Голливуде, как это было ещё совсем недавно. Бытовая 3D-камера стоит ненамного дороже обычной, и вот теперь мы видим первый программный пакет с 100% поддержкой всех основных операции в области 3D — Sony Vegas 11.

Ради справедливости нужно упомянуть, что зачатки 3D появились еще в 10-й версии этой популярной студии видеомонтажа, но это были именно лишь зачатки этого зарождающегося тренда – и только в 11-й версии эта поддержка обрела вполне законченную и цельную систему. Говоря о конкретике, здесь  обеспечивается поддержка как самого дешевого варианта — анаглифного вывода, так и наиболее компромиссной между ценой, доступностью и качеством на сегодняшний день технологии — NVidia 3D Vision (включая сейчас очень популярную на Западе технологию VAIO F-series 3D laptop).

BIGITALRU_24

Что интересно, у студии есть довольно мощные алгоритмы, которые позволяют на программном уровне улучшать качество и “правильность” 3D-эффекта на оригинальных отснятых материалах (это очень подходит для правки “косоглазого видео” с упомянутых 3D-камер смартфонов и прочей дешевой электроники, вал которой сейчас будет только нарастать). Для этого применяется собственный продвинутый алгоритм 3D Adjust, который исправляет минимальные ошибки в настройках камеры, выравнивая все пропорции до идеальных.

Дополнительно существенно расширяет горизонты вашей фантазии и возможностей поддержка использования “искусственных” 3D-элементов при монтаже. В данном случае речь идет в первую очередь о взаимодействие Vegas с известными пакетами 3D-моделирования. Уже упомянутая всеядность этой студии коснулась, в том числе и этой области межпакетного взаимодействия. Кроме этого, реализованы дополнительные  возможности для придания псевдо-эффектов глубины и объема для 2D-элементов создаваемых существующими плагинами и штатными средствами, для таких как титры, надписи и т.д., чтобы органично вписать уже ранее наработанные творческие решения в новый 3D-интерьер. Кроме поддержки множества технологий и форматов, уже известных на рынке 3D (например, формата CineForm Neo3D), также добавлено множество новых трехмерных эффектов.

В заключение этого раздела опять же короткое замечание, написанное специально для скептиков 3D, коих до сих пор пока достаточно. В уходящем 2011 году было зафиксировано заметное сокращение количества проданных билетов на сеансы стереоскопических фильмов, и опять же многими этот факт воспринимается как якобы несомненное свидетельство заката эры 3D-кинематографа (“Типа побаловались, да и хватит”). Это абсолютно неверно.

За всяким бумом, который сопровождает появление на рынках привлекательного продукта, неизбежно следует процесс стабилизации спроса и, как следствие, цены. Ниша стереоскопического кинематографа еще только проходит стадию рыночного саморегулирования, а пресыщенные новинками современные потребители становятся всё более требовательными. В результате последнего – продукт постепенно становится всё более доступным и совершенным. И свидетельством этого как раз и является выход 3D-продуктов для массового бытового потребления, как-то: недорогих камкодеров снимающих в формате 3D, так и сегодня рассмотренной Sony Vegas 11, позволяющей в домашних условиях создавать настоящие семейные шедевры в формате 3D для сугубо внутреннего потребления, уж такой-то прогресс – чем не лучшее подтверждение взросления технологии 3D?!

Немаловажная часть статьи, так как уже, наверное, догадался читатель, за все обилие новых возможностей и технологий придется расплачиваться достаточно высокими техническими требованиями к вашему “железному коню”, на котором вы захотите обкатать последнюю версию этой известной видео-студии.

Итак, пользователи Windows XP могут вообще вздохнуть спокойно – их выход новой версии Vegas вообще никак не касается – для работы студии требуется Microsoft Windows Vista SP2  (подходят оба 32 и 64-битовые издания) или Windows 7 (опять же поддерживаются обе 32/64-битовые версии). На “экспишку” она просто напросто откажется устанавливаться, и даже если скопировать распакованный на другом компьютере дистрибутив – он напрочь откажется запускаться. При этом на рынок выходят 4 редакции продукта: Vegas Movie Studio HD 11, Vegas Movie Studio HD Platinum 11, Vegas Movie Studio HD Platinum 11 и самая топовая конфигурация по набору возможностей — Production Suite Vegas Pro 11.

Перечислим железо, которое необходимо для работы студии:

  • Процессор: частота от 2 GHz (мультиядерный процессор рекомендуется для работы со стереоскопическим 3D
  • На винчестере для инсталляции должно быть свободным 500 MB
  • Оперативная память от 2 GB RAM (4 GB настоятельно рекомендуется)
  • OHCI-совместимая IEEE-1394DV карта (для DV и HDV захвата)
  • USB 2.0 подключения для работы с различными камкодерами
  • Microsoft .NET Framework 3.5 SP1
  • Кодеки Apple QuickTime 7.1.6  или более новые
  • Рекомендуется соединение с интернетом (для доступа к вспомогательным  сервисам от Gracenote MusicID)
  • И, как уже отмечалось выше, нужны современные видео-карты от NVIDIA или ATI для поддержки GPU-ускорения (смотрите более подробно об этих ключевых требованиях к видеоподсистеме в первой части данной статьи)

Заключение

Что ж, завершая эту статью, традиционно подведем итоговую черту.

Vegas Pro 11 – вне всяких сомнений передовой продукт, который в очередной раз подтвердил свою позицию одного из лидеров рынка среди программ для видео-монтажа. Конечно, в столь инновационном продукте не обошлось без каких-то недоработок и даже откровенных ошибок, так на момент написания этой статьи уже вышли два билда-апдейта для свежеиспеченной 11 версии, в которых было исправлено множество подобных недочетов. Множество глюков связано с сопряжением видеокарты с программой (если у вас что-то здесь не работает – просто поставьте самые свежие драйвера для своей видеокарты, так как полноценная поддержка OpenCL появилась сравнительно недавно).

Ну и, конечно, неизбежный минус — если вы намерены серьезно работать с 3D и Vegas 11, смиритесь с тем, что вам придется обновить свое железо до актуальных на сегодня аппаратных решений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *