Градации серого

Николай Богданов-Катьков (С.-Петербург)

Искусство художника проявляется не в игре цветов, а в том, как он сумеет справиться с карандашом; как передаст игру светотени, не на рисуемые, но подразумеваемые оттенки света, именно света, а не цвета! Кто не умеет рисовать в карандаше, тот никогда не научится писать красками.

Пабло Пикассо

В предыдущих статьях мы подробно рассказали о некоторых аспектах цветной печати. Современные струйные принтеры способны воспроизвести все доступные человеческому глазу оттенки, они могут печатать на матовой или глянцевой бумаге, их распечатки сохранятся на протяжении не менее чем 100 лет, они не выцветут, не поблекнут.

Все хорошо?

Не совсем. На всех фотовыставках фигурирует до 30-40% черно-белых фотографий. Именно они собирают вокруг себя всех ценителей подлинного фотоискусства, именно они показывают профессионализм фотографа, демонстрируют всевозможные технические и художественные приемы, необходимые для получения полного впечатления.

Увы, современные фотопринтеры, которые великолепно предают все 65 тыс. цветов, не справляются с казалось бы рядовой задачей — распечаткой обычного черно-белого фото (за немногими исключениями, о которых речь пойдет далее).

В самом деле, если 65 тысяч цветов (8 бит на один цвет) вполне хватает для передачи всех оттенков цвета, то те же 8 бит дадут всего 256 оттенков черного, а этого не хватит. Почему? Дело в том, что человеческий глаз гораздо лучше воспринимает яркость, нежели цветовую составляющую. Плавный переход от синего к зеленому цвету будет восприниматься как нечто естественное, глаз не заметит небольшой крапчатости на границе перехода. Когда же на черно-белой распечатке градации серого цвета передаются черными точками на белом фоне, которые наносятся с разной частотой, это будет заметно. Принято считать, что «полиграфическое качество» печати достигается при размере точки изображения 1/8 — 1/10 мм, то есть размер точки должен составлять 0,1-0,125 мм. Но это для цветной распечатки, а черная точка размером даже 0,02 мм будет заметна на белом фоне!

Печать черно-белого

Как выходят из положения фирмы-производители струйников и чернил? По-разному. Первую попытку предприняла еще года четыре назад известная английская фирма Lyson (www.lyson.com). Чернила QuadBlack выпускаются для четырех- и шестицветных принтеров. «Нейтральные» чернила представляют собой растворы черного красителя разной концентрации. При печати они дают все оттенки серого цвета вплоть до черного. Чернила «холодного» тона содержат некоторое количество голубого красителя, а чернила «теплого» тона имеют красный оттенок.

Установив в принтер четыре или шесть картриджей, можно распечатать серию черно-белых фотографий в одном из выбранных тонов. Но регулировать тон нельзя, нельзя также распечатать одну фотографию подряд в разных тонах, чтобы посмотреть, какой из них больше подходит.

 

Для более точной работы с тонами существуют другие наборы — SmallGamut (буквально «малая палитра»). Серые чернила содержат добавки всех базовых цветов, желтого, голубого и пурпурного. Эти чернила также выпускаются для четырехцветных принтеров, но для точной регулировки цвета лучше подойдет шестицветный. Регулировка тона осуществляется программно, при помощи драйвера и цветовых профилей, специально разработанных для печати тонированных черно-белых изображений.

Чернила выпускаются для принтеров Epson и Canon. Последние имеют преимущество: сменные печатающие головки позволяют использовать их попеременно для цветной и «серой» печати. Однако качество печати у них ниже, поскольку струйно-пузырьковый метод уступает пьезоэлектрическому везде, где требуется наносить точки переменного размера с высокой точностью.

Поэтому большинство профессиональных фотографов предпочитает принтеры Epson, в особенности широкоформатный (А3+) принтер Epson Stylus Color 1160. Принтер печатает четырьмя цветами, если же этого недостаточно, можно использовать шестицветный принтер серии Epson Stylus Photo. Чернила выпускаются как для старых принтеров (700 и 750), так и для более поздних — 875, 890, 895, 930 и 950.

И все же у пьезоэлектрических принтеров Epson есть недостаток. Печатающая головка не заменяется, так что для «серой» печати придется приобрести отдельный принтер. Если используется принтер, на котором уже печатали в цвете, печатающие головки надо будет промыть. Для этого выпускаются специальные чистящие картриджи и промывочные растворы (Bubble Jet Cleaning Fluid).

Впрочем, профессиональных фотографов это не смущает. Опыты монохромной печати на принтерах Epson оказались столь успешными, что Британский институт профессиональной фотографии (BIPP) удостоил шестицветные чернила SmallGamut Золотой премии за 2002 год. Долгое время эти наборы чернил были доступны только в Западной Европе и США. Но в начале прошлого года российские пользователи получили возможность заказать наборы в России, хотя оплачивать их придется по международным интернет-картам.

Однако такая фотопечать — удел немногих, она скорее подходит для фотографа-профессионала, нежели для рядового пользователя. Что остается последнему? Всемирно известный Hewlett-Packard в некоторых новейших моделях струйных фотопринтеров отошел от классических канонов струйной фотопечати и ввел еще два цвета, фирма называет их «светло-серый» и «темно-серый». По сути дела это тот же черный краситель, но значительно разбавленный обычной водой: светло-серый — черный, но разбавленный в 12 раз, а темно-серый — лишь в 4 раза. Из современной линейки моделей «серыми» чернилами печатают только два — НР PhotoSmart 7960 и НР PhotoSmart 8960. Впрочем, последний в России не распространяется, а первый бывает в продаже редко.

Зато по данным тестирований оба принтера «обеспечивают великолепное качество как цветных, так и черно-белых отпечатков (оценка журнала «Потребитель. Экспертиза и тесты. Компьютеры&Программы, № 24, 2004 г.). Не спешите радоваться: весь комплект чернил (цветных, черных и серых) стоит более $100… Мало того, качественная распечатка может быть получена только на особо качественной фотобумаге.

На чем печатать?

Очень часто при печати фотоснимки получаются блеклыми. Это происходит из-за того, что капли чернил частично впитываются на глубину, и на поверхности их остается меньше. Чем темнее отпечаток, тем больше требуется чернил. Если их нанести слишком много, бумага начинает коробиться. После высыхания лист бумаги должен принять первоначальную форму, но в большинстве случаев на фотографии чередуются темные и светлые участки, на которые наносится разное количество чернил. Поэтому в реальных случаях бумага коробится неравномерно и может остаться мятой даже после высыхания.

Если применяются серые (разбавленные) чернила, то количество наносимого красителя будет меньше, а количество воды останется тем же. Фотобумага бывает разная. В простейшем случае это очень мелкозернистая (тонковолокнистая) бумага, проклеенная полимером, который хорошо впитывает чернила. После того как растворитель испарится через массу полимера, изображение получается более стойким, чем на обычной бумаге.

Фотобумагу, которую используют для печати фотографий (отпечатков фотографического качества), правильнее называть не бумагой, а композиционным полимерно-целлюлозным материалом. Она состоит из 3-8 слоев, каждый из которых обладает особыми свойствами. Мало того, если последние модели принтеров Epson печатают пигментными чернилами (краситель нерастворим в воде), то принтеры остальных фирм используют обычные водорастворимые чернила. Эти чернила не изменяют свойства самой бумаги: если фотобумага матовая, отпечаток получится матовым, а если глянцевая — глянцевым.

Пигментные чернила ВСЕГДА дают матовый отпечаток; это вызвано тем, что полимерные гранулы, содержащие краситель, рассеивают свет. Поэтому для принтера Epson R800 предусмотрен «глянцевый» картридж. Он содержит раствор полимера (хорошо известный фотографам глянцеватель КМЦ, карбоксиметилцеллюлоза), который покрывает поверхность после нанесения красителя и придает (точнее, возвращает, поскольку печатать надо на глянцевой фотобумаге) распечатке глянец.

К рассказу о бумаге я надеюсь вернуться в одной из следующих статей. А пока — некоторые выводы.

* * *

Итак, технологии цветной струйной печати продолжают совершенствоваться. Когда же наступит тот предел качества, после которого дальнейшие усовершенствования потеряют смысл или, по крайней мере, не будут иметь принципиального характера? Один рубеж был достигнут около года назад. Принтер Epson Stylus Photo 2100Р печатает пигментными (водо- и светостойкими) чернилами шести цветов. Однако его стоимость может устроить только профессионала. Лишь тогда, когда новые технологии «опустятся» до уровня рядового пользователя (не более $200), можно будет считать, что техническая революция закончилась.

Возможно (не более того), фирмы-производители наконец-то разработают технологии, позволяющие получать отпечатки фотографического качества на обычной бумаге. Однако эта тенденция, уже проявляющаяся на протяжении 7-8 лет, может прерваться. В самом деле, сейчас доходы от продажи фотобумаги для всех ведущих фирм достигли уровня доходов от продажи картриджей. Одним словом, и здесь, как и везде, экономика командует техникой…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *