Мобилография — это серьезно

Александр Заика (г. Тихорецк)

Мобилография возникла на стыке технологий цифровой фотографии и связи, воплощенных в мобильных устройствах. Самый яркий инструмент мобилографа — сотовый телефон со встроенной камерой. Сейчас, если вы захотите купить мобильник среднего уровня (не говоря уже о дорогих) без камеры, — придется хорошо поискать. Камеры встраивают в КПК, появляются дешевые цифровые игрушки, которыми можно снимать кадры на уровне обычного фотомобильника.

Разнообразие устройств для создания цифровых изображений и их доступность не могли не вылиться во что-то совершенно новое. Так и случилось — появился новый инструмент для самых разных нужд, новое направление в искусстве, а вместе с ними и новая общественная проблема.

Распространенность камерофонов несколько обострила, сделала более заметными многие явления в нашем обществе. Если раньше снимать могли только фотографы, владеющие целым рядом профессиональных секретов, и на всякие торжества их приходилось специально приглашать, то теперь снимать может, в принципе, любой желающий. И появляется все — от прекрасных кадров увлеченных мобилографов до непристойных снимков, сделанных в раздевалках, от реальной помощи в повседневной жизни и новых полезных сервисов до продажи голосов избирателей и шпионажа. Мобилография, как и вся наша жизнь, многогранна, и каждый выбирает то, что ему по душе.

Мобилография as is

Давайте для начала определимся с терминами, которые мы используем. Мобилография — это новое направление в искусстве. То же слово используют, когда говорят о кадрах, снятых мобильником: «Я сегодня снял двадцать мобилографий». В этом случае слово употребляется по аналогии с «фотографией». Мобилограф — это человек, который снимает сотовым телефоном. Ну, а для обозначения мобильного телефона со встроенной камерой каких только слов ни напридумывали, наиболее распространенные — «камерофон» и «фотомобильник».

Технической основой мобилографии служат цифровые камеры, встроенные в разнообразные мобильные устройства, а потому мобилографией может называться любой снимок, сделанный камерой любого мобильного устройства. По существу же мобило-графия — это способ самовыражения, способ показать другим людям то, что интересно тебе. К тому же, как вы увидите позже, это еще и ключ к интересным, неожиданным снимкам.

Но здесь есть одна тонкость. Мобилография — это не только средство самовыражения, но и новый инструмент для общения, поэтому снимок, сделанный с помощью, например, фотодиктофона, не обладающего возможностями связи, не даст возможности реализовать весь потенциал мобилографии.

Сравнительно недавно сервис MMS казался многим совершенно ненужным, а затея сотовых операторов — безнадежной. Пересылать друг другу записанные в память телефона картинки представлялось сомнительным и довольно дорогим удовольствием. Конечно, загрузка медиаданных на сотовый через MMS тоже интересна, но не настолько, чтобы превратить данный сервис в постоянно используемый.

С широким распространением встроенных в мобильник камер сервис MMS обрел второе дыхание: переслать другу снимок, сделанный пару минут назад — это интересно. Нельзя назвать обмен такими снимками очень популярным, но он существует. Обратите внимание, снимки можно послать не только своим друзьям, но и на специальные сайты, чтобы сделать их доступными всем желающим (или избранным, если сайт поддерживает систему контроля доступа к данным).

Если развить идею общения с помощью мобилографии, то можно понять, что на ее базе могут быть построены СМИ будущего. Причем прообразы таких СМИ уже есть — просто взгляните на какой-нибудь сайт, публикующий мобильные фотографии в режиме реального времени. Если, например, мобилограф на каком-нибудь мероприятии начнет периодически слать на сайт свои снимки с комментариями — получится что-то вроде «мобилографического прямого эфира» или живой ленты фотоновостей.

Как видите, даже на первый, поверхностный взгляд мобилография — это очень интересное явление. Некоторые люди противопоставляют мобилографию и обычную фотографию. Это неизбежно, но не всегда корректно и правомерно.

Мобилография и фотография

Мобилография — не конкурент обычной фотографии. Иногда те, кто критикуют мобилографию, сравнивают мобильник с качественным цифровиком. Кратко это выглядит примерно так: «Что же мне теперь, выбросить зеркалку со сменными объективами и снимать мобильником?». Но мобилография не заменяет обычную фотографию, не противопоставляется ей, а лишь мирно существует и развивается рядом, заимствуя то, что наработано в технике обычной фотографии, и превнося в эту технику свои детали. Поэтому сравнивать снимки (как и сам процесс съемки) зеркалкой и фотомобильником можно, но лишь для того, чтобы выявить особенности мобилографии.

Особенность первая. Когда вы снимаете мобильником, никто не воспринимает это достаточно серьезно. Мобильник справедливо кажется фотоигрушкой, поэтому ни вы, ни объект съемки не чувствуете никакой ответственности за снятые кадры. Вы расслабляетесь, раскрепощаетесь и даете выход своим желаниям, не ограниченным рамками обычной фотографии. Большинство кадров, которыми полны домашние фотоальбомы, очень похожи друг на друга — стоящие или сидящие люди с застывшей улыбкой на лице. А вот когда человек играет — он начинает творить.

По словам Дмитрия Резвана, основателя Всемирного Общества Мобилографов, даже непрофессионалы очень часто делают интересные снимки мобильником именно из-за раскованности в процессе мобильных съемок. Отсюда — неожиданные ракурсы и положения камеры при съемках, объекты съемок, которые обычный любитель и не подумал бы использовать, и как результат — интересные фотографии.

Особенность вторая. Порой что-то привлекает внимание, заставляет на секунду остановиться идущего человека или просто вызывает в голове классическое «Остановись, мгновенье», а фотоаппарата как назло под рукой нет. А вот мобильник у большинства из нас почти всегда не то что под рукой, а прямо-таки в руках. Поэтому все то, о чем приходилось жалеть, думая об отсутствующем фотоаппарате, сейчас может быть снято.

На фото: первая мобилография Дмитрия Резвана, с которой началось развитие Всемирного Общества Мобилографов, и его первая «художественная» мобилография

Но нельзя забывать о том, что снято это будет не совсем так, как обычным фотоаппаратом. Отсюда еще одна особенность мобилографии.

Особенность третья. Мобилографии по обычным меркам имеют довольно низкое качество. Причиной тому — невысокое разрешение сенсоров (правда, сейчас все чаще встречаются модели с возможностью съемки 1-2-мегапиксельных кадров), маленький размер сенсора, влияние «шумов», сильное сжатие, простенькая пластмассовая оптика. Но это, если посмотреть на снимки с точки зрения мобилографов, — далеко не недостатки.

Артефакты сжатия мобильных снимков сравнивают с техникой крупного мазка. Порой мобилографии выходят смазанными — маленький и легкий мобильник иногда сложно удержать в неподвижном состоянии. Но и это не недостаток, а лишь особенность, которая делает мобилографию неповторимой. То же самое — блики на стекле (а часто — на пластмассе) объектива. А какие интересные цвета иногда выходят из-под матрицы камерофона…

Однако камеры мобильников постоянно совершенствуются, поэтому уже очень скоро техническое качество мобилографий не будет отличаться от цифровиков среднего уровня. По крайней мере, последние модели аппаратов, доступные всем желающим (например, Nokia N90), обладают весьма заметно улучшенными фотохарактеристиками в сравнении с аппаратами среднего класса. Я уже не говорю об аппаратах (которыми особо отличается Samsung) с 5-7-мегапиксельными матрицами и другими узлами, явно скопированными с простых цифровиков — их в широкой продаже в России мы вряд ли скоро увидим, хотя тенденция прослеживается отчетливо.

Происходит сближение обычной фотографии и мобилографии. Но, в то же время, мобилография никогда не заменит фотографию. Просто с пришествием мобилографии фотоискусство делается богаче и доступнее всем желающим. Кстати, у истоков мобилографии как серьезного направления в современном искусстве стоят профессионалы. Уже несколько лет существует Всемирное Общество Мобилографов, двери которого открыты для всех, кто хочет выражать свои мысли и чувства с помощью камерофона.

Всемирное Общество Мобилографов

Мобилография — это международное искусство, универсальный язык, который позволяет без проблем общаться людям, живущим во всех уголках нашей планеты.

Всемирное Общество Мобилографов (World Mobilography Society, WMS) создал в 2004 году российский фотограф, член Союза Художников России Дмитрий Резван. В том же году на выставке Международной Федерации художников и Творческого Союза художников России были представлены работы Дмитрия.

Сайт Общества (http://www.mobilography.com/) открыт для всех желающих. Любой, кто снимает фотографии мобильником, может вступить в сообщество мобилографов. Надо лишь зарегистрироваться на сайте и отправить на него несколько мобилографий. WMS и его партнеры постоянно проводят различные мероприятия -конкурсы мобилографий, выставки работ художников и фотографов, которые взяли в руки фотомобильник. Например, это совместные акции с компанией Rambler, журналами Афиша-Мир, DigatalPhoto, Jalouse.

Мобилография в России

Одним из направлений развития мобильной фотографии в России можно назвать появление сервисов фотопечати, основанных на MMS. Например, в конце прошлого года компания «МегаФон Северо-Запад» запустила тестирование новой услуги, которая называется «Печать MMS». Абонент может отправить снимок, сделанный камерой мобильника, на специальный номер, а потом — забрать распечатанный снимок в фотомагазине. Еще одна услуга этого же оператора — «На деревню дедушке», она запущена летом 2004 года. В рамках этой услуги абонент может отправить на специальный номер MMS-сообщение с картинкой и почтовым адресом, по которому будет отправлено сообщение.

Далее, с конца 2005 года доступна услуга PhotoMix. Суть ее заключается в возможности получения на свой мобильник коллажа из собственного снимка и картинки, выбранной абонентом на специальном сайте.

Подобные же сервисы есть и у других операторов. Скажем, у Beeline это сервис ZoomZoom, очень похожий на «Печать MMS». Помимо чисто технических аспектов в России идет и развитие мобилографии как искусства. Например, в ноябре 2005 года в Москве был представлен фотопроект Юлии Бочковой The best people in the best place. Художница разрисовывала фотографии, сделанные камерой мобильного телефона.

Уже упоминавшееся Всемирное Общество Мобилографов также не стоит в стороне. Например, в 2005 году в рамках проекта «Актуальная мобилография современными художниками, работающими в области современной визуальной коммуникации», была создана серия мобилографий, которые выставлялись, будучи напечатанными на бумаге крупного формата. Снимок изначальным разрешением 640х480, да еще и довольно сильно сжатый, напечатанный размером 120х160 см, выглядит впечатляюще.

Мобилография в мире

В 2005 году из 741 миллиона проданных телефонов половину составили камерофоны. По прогнозам компании InfoTrends, к 2010 году из 1034 миллионов продаваемых сотовых телефонов 87% (903 миллиона) будут составлять камерофоны. По данным исследователей, в том же 2010 году будет сделано 228 миллиардов мобилографий — это больше чем количество снимков цифровых и пленочных фотоаппаратов, вместе взятых. Данные цифры доказывают простую истину: мобилография — это серьезно.

Интересную статистику, касающуюся пользователей камерофонов в США, опубликовала компания Sprint. По ее информации, 96% пользователей камерофонов используют аппараты для того, чтобы делать случайные снимки там, где им этого хочется (в сущности — это и есть мобилографы, снимающие то, что им интересно), 32% делают семейные фотографии, 30% фотографируют любимых животных, 27% снимают на праздниках, 18% пользуются фотомобильниками, когда ходят за покупками (особенно, видимо, это касается женщин), 15% снимают на концертах, и еще 15% используют камерофоны в целях бизнеса.

В рамках исследования пользователей опрашивали на предмет того, какое устройство они хотели бы добавить в свой мобильник. На первом месте (29% голосов) оказались именно цифровые камеры, на втором — плееры, и на третьем (18%) — видеокамеры. Как видите, статистика говорит о том, что камерофоны популярны во всем мире. И во многом именно этим устройствам принадлежит будущее мобильной связи и любительской фотографии.

В 2005 году продажа пленочных фотоаппаратов снизилась в 2 раза. Это произошло не без помощи камерофонов. Однако рынок цифровиков испытывает скорее положительное влияние камерофонов — ведь многие знакомятся с цифровой фотографией именно через мобилографию.

Однако фотомобильники конкурируют и с цифровиками. Так, за 2005 год компании LG и Samsung продали 300000 телефонов, оснащенных 5-мегапиксельными камерами и более. Кстати сказать, даже три мегапиксела — это вполне нормально для любительской фотографии. Телефон с 5-мегапиксельной матрицей и хорошей оптикой способен на равных конкурировать с обычными цифровиками. Обратите внимание, совсем недавно, в ноябре 2005 года, Samsung анонсировала 8-мегапиксельный телефон.

Камеры сотовых телефонов уже начали оснащать технологиями, характерными для довольно дорогих и продвинутых цифровых фотоаппаратов. В начале 2006 года Kyocera представила 3,2-мегапиксельный аппарат со стабилизатором изображения.

Определенная работа ведется и в области оптики для мобильных камер. Так, одно из последних достижений в этой области — жидкостные «линзы». Недавно они были анонсированы компанией Varioptics. Оптическая система на базе жидкости называется Arctic 320. Она чрезвычайно компактна, но несмотря на маленькие размеры обладает возможностью фокусировки.

Невольно в голову приходит мысль, что в телефоны скоро будут встраивать полупрофессиональные зеркалки. Хотя, в случае с таким громоздким аппаратом, как зеркальная фотокамера, уместнее говорить о встраивании телефона в фотоаппарат. В Интернете ходят слухи о мобильнике, встроенном в такой аппарат. Выглядит это (вполне возможно, что данный гибрид существует лишь в виде смонтированной на компьютере картинки) весьма необычно — клавиатура телефона на задней крышке здоровенной зеркалки.

Если же говорить о более скромных, вспомогательных разработках для камерофонов, то здесь можно увидеть штативы — нечто вроде Cellpod от Joy Innovations. На такой штатив телефон крепится с помощью клипсы, служащей для его закрепления на поясе. Из этой же «оперы» Wawecase, который производят в Германии. Wawecase — это бокс для подводных съемок мобильником. Он оснащен шнурком, чтобы мобилограф не утопил свое сокровище, и имеет размеры, благодаря которым в него поместится практически любой камерофон.

Мобилография воспринимается как искусство не только в России, но и во всем мире. Так, в прошлом году в Швейцарии был проведен конкурс мобилографий, работы-победители которого стали основой для создания новой серии марок. Это, согласитесь, серьезное признание мобилографии обществом.

Во всем мире издаются альбомы мобилографий. Например, один такой был издан при поддержке LG. На многих зарубежных сайтах развиваются сообщества мобилографов, или даже не сообщества, а обычные журналы мобилографий, в которых мобилографы оставляют изображения своего мира.

Мобильники с камерами находят и другие применения. Скажем, компания Xerox разработала технологию, которая позволяет использовать телефон в качестве сканера. Аппарат с 0,3-мегапиксельной матрицей достойно работает с документами формата А5. Развиваются и технологии мобильной фотопечати. Телефоны все легче находят общий язык с принтерами, создаются портативные (и недорогие) фотопринтеры специально для мобильников.

Еще один интересный проект запущен компанией NATS, Inc. Он называется «Мобильный диетолог». Подписавшийся на услугу ($149 в месяц) будет получать оперативные консультации диетологов, лишь сфотографировав мобильником свою тарелку и отправив снимок на сайт компании! Мобилографию обработают специалисты, после чего клиент получит ответ, содержащий рекомендации, касающиеся изменения состава или количества сфотографированной порции с целью достижения заданных при регистрации в проекте целей.

Английские изобретатели предложили способ ориентирования с помощью камерофона. Человек просто фотографирует улицу или дом в городе и отсылает MMS со снимком на специальный номер. После обработки фотографии компьютером отправителю будет выдана карта местности, описание снятого объекта и любая сопутствующая информация. Такой подход к мобильному позиционированию интересен, однако даже для небольшого городка его реализация окажется непомерно дорогой.

Камерофоны находят применение и для покупок — камера используется как сканер специальных графических кодов, которые могут быть напечатаны в журнале или даже показаны по телевизору. А когда код снят — остальное уже дело средств связи и сервисов продавца товара.

Как видите, мобилография — это чрезвычайно распространенное явление. А все, что широко распространено, может послужить источником проблем. Нельзя сказать, что мобилография создает в обществе одни лишь проблемы, но без них не обошлось.

Мобилография и общество

На Таиланде придумали интересный, но в определенной степени криминальный способ использования мобильных камер. С помощью мобильников там занимались продажей голосов избирателей. Избиратель голосовал так, как ему было сказано, и предъявлял в качестве доказательства фотографию избирательного бюллетеня. Мобильники не случайно запрещены на многих заводах крупных компаний, в спортивных центрах, посетители которых пострадали от шпионов.

Конечно, не стоит думать, что мобилография несет в общество лишь негатив. Это далеко не так. Как и любое общественное явление, мобилография может служить самым разным целям. И здесь, думается, все зависит в первую очередь от нас с вами — от всех людей, которые нажимают на кнопку спуска «затвора» мобильника. Есть категория людей, которые будут снимать, скажем, в раздевалках, охотиться за пикантными кадрами знаменитостей, шпионить за кем-нибудь, но мобильный телефон не виноват — это лишь техническое средство, инструмент для сравнительно незаметной съемки.

В некоторых странах законодательно запрещена продажа телефонов, которые не оповещают о съемке громким сигналом, но эта затея вряд ли приживется. Вспомним, что в Англии, когда появились первые автомобили, был принят закон, согласно которому перед авто должен был идти человек с красным флагом и громко оповещать прохожих о приближении «механической коляски». И где теперь этот человек?

Но мобилография может играть гораздо более важную роль, чем неприятное подглядывание. Ни для кого не секрет, что, скажем, в США фотография с мобильника может послужить доказательством при судебном разбирательстве. В России пока нет законодательной базы, которая регламентировала бы съемки мобильным телефоном. У нас доказательную силу имеет лишь оперативная съемка милиции или спецслужб, а мобилография может послужить лишь поводом для проведения проверки или косвенным доказательством.

Хотя законодательного регулирования съемок мобильными телефонами нет, нужно придерживаться здравого смысла и определенных этических принципов. Скажем, правительственные объекты лучше не снимать, а если хотите сфотографировать человека, то лучше спросить у него разрешения. Кстати, будьте осторожны с камерофонами в Кувейте и Саудовской Аравии. Там за невинные в нашем представлении съемки вполне могут посадить в тюрьму лет на пять.

Как видите, мобилография — это действительно серьезно, причем в разных отношениях. Поэтому советую вдумчивее относиться к вашему мобильнику. Но по большому счету общение с фототелефоном сводится к довольно приятным вещам. К ним и приступим.

Технические характеристики камер

Объектив

Любое устройство, которым можно делать фотографии, не обходится без объектива. У большинства мобильников он очень напоминает объектив с фиксированным фокусом и постоянным фокусным расстоянием, который можно встретить в дешевых пленочных и цифровых мыльницах. Этот объектив сфокусирован таким образом, что резкими оказываются предметы, находящиеся на определенном расстоянии от объектива и до бесконечности. В некоторых современных моделях мобильников встречаются объективы с автофокусом и даже с переменным фокусным расстоянием (их еще называют вариообъективами или зум-объективами).

Типичный камерофон имеет так называемый цифровой зум. В отличие от зума оптического, где для «увеличения» предметов используется перемещение линз внутри объектива, цифровой зум представляет собой лишь особую обработку изображения. Реализован цифровой зум может быть так. Из центра картинки, снятой в обычном разрешении, вырезается центральная часть определенного размера. Это выглядит как «приближение», хотя на самом деле ничего никуда не приближается — просто на экран телефона вместо целой картинки выводится ее часть. Вполне оправданный ход, если вы собираетесь использовать снятое исключительно в мобильнике — как заставку, например. А вот в других случаях, скажем, если вы собираетесь обрабатывать отснятое на компьютере и печатать фотографии, цифровым зумом лучше не пользоваться.

Короткофокусные объективы

Объективы большинства мобильников являются короткофокусными. Они настроены так, чтобы охватить как можно большее пространство. Такие объективы хороши для пейзажной съемки, а вот если вы захотите снять портрет крупным планом — неизбежны перспективные искажения, то есть зрительное изменение размеров частей тела человека, расположенных ближе к камере. Если вы все же хотите снять портрет крупным планом — это повод для того, чтобы вспомнить о цифровом зуме.

Диафрагма

Ни один объектив не обходится без диафрагмы — регулируемого отверстия, через которое проходит свет, попадающий на светочувствительный материал. Обычно в мобильниках диафрагма нерегулируемая. Это не очень хорошо, поскольку от того, насколько широко открыта диафрагма, зависит глубина резкости. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. Поэтому диафрагму у мобильников прикрывают как можно сильнее для обеспечения большой глубины резкости. Отсюда — возможные сложности при съемках в плохих условиях освещенности. Мобильнику приходится увеличивать выдержку (вернее — то, что заменяет камерофону традиционную выдержку, в большинстве случаев это частота сканирования матрицы), что увеличивает риск смазать кадр. Однако, как показывает практика, камерофоны вполне сносно снимают в плохих условиях освещенности.

Вспышка

Некоторые камерофоны оснащают вспышкой. Один из немногих способов ее использования — это съемка портретов со сравнительно близкого расстояния. В иных случаях такая вспышка почти бесполезна. Хотя, как и цифровой зум, она расширяет границы творчества.

Видоискатель

В качестве видоискателя фотомобильники используют собственные дисплеи. Это довольно удобно. Правда, на ярком солнце такой дисплей слепнет. Особенно это касается экранов недорогих моделей. В аппаратах подороже все не так мрачно, но данный недостаток присутствует практически во всех моделях телефонов.

Светочувствительная матрица

Типичное разрешение светочувствительной матрицы мобильника — 0,3 мегапиксела — то есть 640х480. Все чаще встречаются 1-мегапиксельные камеры и более, существуют и 8-мегапиксельные аппараты, но в обычном использовании редко встретишь аппарат с более чем 2-мегапиксельной матрицей. Конечно, чем больше — тем лучше, но не стоит ждать разительного улучшения качества снимков от аппарата с 2-мегапиксельной камерой в сравнении с его 0,3-мегапиксельным собратом. Ведь дело не только в разрешении матрицы, но и в других ее характеристиках.

Память и передача данных

Многие современные мобильники обладают немаленьким объемом встроенной памяти. Однако, как известно, памяти много не бывает. Поэтому просто замечательно, если ваш телефон поддерживает сменные карты памяти.

Если говорить о передаче фотографий, например, на компьютер, то здесь есть несколько вариантов. Самый распространенный — это дата-кабель. Если он идет в комплекте с телефоном (что бывает нечасто) — это значит, что вам повезло. Если нет — придется искать, правда, обычно это несложно. Другой способ передачи данных, который становится все популярнее — это Bluetooth. Телефон, поддерживающий Bluetooth, можно связать с КПК, другими телефонами, ноутбуками, настольными ПК, оснащенными BT-адаптерами. Это очень удобно.

И, наконец, некоторые аппараты все еще комплектуются инфракрасным портом. Он достаточно медленный, для обеспечения устойчивого коннекта устройства нельзя перемещать и относить друг от друга, но за неимением других способов передачи данных вполне подойдет.

Если у вас нет ни дата-кабеля, ни Bluetooth-адаптера, да и инфракрасного порта не наблюдается — можете попробовать передать фотографии по MMS на свой E-mail или, выгрузив их на какой-нибудь сайт, скачать оттуда к себе на компьютер.

Мобильная съемка

Самое главное правило

Не будем обсуждать правила композиции или рассуждать о балансе белого и о том, как покрепче ухватить мобильник, чтобы не смазать кадр. Поговорим лучше об одном самом важном правиле, которое позволит вам создавать хорошие снимки. Самое главное — фотографируйте с удовольствием и искренне интересуйтесь тем, что вы снимаете. Если что-то интересно вам, то обязательно найдутся люди, которым это тоже интересно. Ваши снимки вызовут отклик в их душах, запомнятся им и, возможно, повлияют на их видение мира, показав то, что до вас никто не мог им показать.

Главное — любите то, что вы делаете, а остальное получится. И не жалейте времени. Не обязательно часами что-нибудь фотографировать, но когда вы собираетесь сделать снимок — хотя бы на пару минут забудьте обо всем остальном. Что касается приемов съемки, посоветую лишь побольше двигаться с камерофоном в руках — пробуйте разные ракурсы, подносите телефон поближе к объекту, относите подальше, в общем — как можно больше экспериментируйте.

А вот о некоторых особых видах съемок мы поговорим. Для начала — о создании макроснимков при помощи камерофона.

Макромобилография

Технология макрофотографии с использованием мобильника предложена мобилографом Майком Ли. Она проста до гениальности. Для того чтобы с приемлемым качеством снимать мелкие объекты — просто найдите достаточно сильное увеличительное стекло и фотографируйте через него. По словам Майка, главное — удерживать увеличительное стекло (или даже их комбинацию — сам он снимает с помощью набора увеличительных стекол Radio Shack, которые дают 15-кратное увеличение) и мобильник неподвижно, содержать линзы в чистоте и перед съемкой дать аппарату секунд пять-десять на то, чтобы он сориентировался в новых для него условиях и правильно установил экспопараметры.

Ночная мобилография

Мобильники замечательно подходят для ночных съемок. Естественно, в полной темноте вы ничего не снимете, а вот если вокруг ночь, освещенная фонарями, витринами или фарами машин — у вас может получиться много интересного. Только учтите, что в темное время суток мобильники увеличивают выдержку. Разумнее всего будет примерно такой стиль съемок: наведите аппарат и как можно более плавно (кстати, плавность не помешает и при обычных съемках) спустите затвор. Но не спешите — пробудьте еще пару секунд в неподвижности. Возможно, как раз эта пара секунд нужна аппарату для того, чтобы он смог завершить сканирование данных с матрицы и вы получили бы достаточно резкий кадр. Представленные здесь снимки сделаны в темное время суток. Причем никакой обработки не было — вы их видите в том виде, в котором они получены с матрицы мобильного телефона.

Карикатурные портреты

Мобильник — устройство маленькое, поэтому в процессе съемок его лекго перемещать. В результате на снимке будет изображение объекта, измененное движением. На этом эффекте основана методика создания карикатурных портретов. Я не привожу здесь результаты моих экспериментов и не советую вам проводить подобные опыты с людьми, лишенными чувства юмора, но уж поверьте на слово, после этих снимков мало кто удержится от смеха. Технология карикатурных портретов мобильником имеет несколько вариантов. Так, вы можете поднести мобильник к лицу снимаемого, нажать на спуск и тут же быстро отвести от лица. Ваша главная задача — совместить момент экспонирования матрицы и движения телефона. Аналогично — вы можете отнести мобильник где-то на полметра от снимаемого, а в момент спуска затвора быстро приблизить аппарат к человеку. Потренировавшись, вы научитесь получать просто уморительные карикатуры.

Другой вариант предусматривает резкий рывок мобильника с небольшой амплитудой. Скажем, вы можете построить кадр так, чтобы в него попадала голова и плечи человека, а в момент нажатия кнопки резко сместить аппарат сантиметров на пять вверх, вниз или куда-нибудь в сторону. Можете попробовать завалить мобильник в момент съемки или вращать его вокруг оси, перпендикулярной оси объектива. Советую вам попробовать все варианты — мало не покажется. Только мобильник не разбейте, а при первой просьбе снятых таким образом друзей удалить их карикатуры с вашего мобильника — подчинитесь.

Мобильник хорош для съемок карикатурных портретов в ракурсе. Просто поднесите телефон поближе к снимаемому, да еще и выберите необычную точку съемки — верхнюю или нижнюю — и сделайте кадр. Обычно такие кадры получаются очень веселыми.

Выразительными выходят ракурсные снимки животных. Кстати, мобильник или фотокамера без вспышки — это, наверное, единственный способ аккуратно снять животное, не испугав его.

Снимать в мобилографическом стиле можно и обычным цифровиком. Просто установите его в низкое разрешение (640х480, например), отключите вспышку и забудьте, что у вас в руках цифровик. Снимайте им все, что захочется, и так, как вам понравится. А потом из сотни снимков отберите парочку удачных.

Кстати, об удачных снимках. Порой даже самые интересные мобилографии нуждаются в правке с помощью специализированного ПО. Далее мы рассмотрим несколько наиболее полезных методик обработки снимков в Photoshop CS2.

Правка снимков

Кадрирование

Кадрированием называется обрезка изображения. Оно проводится с помощью инструмента Crop. Для кадрирования изображения вам нужно обвести интересующий вас фрагмент рамкой кадрирования, при необходимости откорректировать размеры рамки с помощью маркеров выделения и сделать двойной щелчок внутри для завершения операции.

Можете сделать щелчок правой кнопкой мыши внутри области кадрирования и выбрать в появившемся меню параметр Crop или щелкнуть на кнопке с галочкой на панели свойств инструмента Crop. После завершения кадрирования изображение будет обрезано в соответствии с созданным выделением.

Цветокоррекция

Иногда камера мобильника промахивается с балансом белого: белые предметы становятся то красноватыми, то синеватыми, соответственно меняются и другие цвета. Если вам нравится такой вид мобилографий — оставьте все как есть. А вот если нет — попытайтесь провести цветокоррекцию. Возможно, это улучшит внешний вид вашего снимка. Photoshop CS2 поддерживает большое количество способов коррекции цвета. Самый простой, а порой и самый надежный — это автоматическая коррекция. Для ее запуска просто выберите пункт меню Image > Adjustments > Auto Color. Если вы не удовлетворены результатом коррекции — отмените ее командой Edit > Undo.

Тоновая коррекция, коррекция резкости

Некоторые мобилографии оказываются слишком темными или, наоборот, слишком светлыми. Иногда им недостает контраста. Для борьбы с такими проблемами используйте средство Image > Adjustments > Brightness/Contrast. Поэкспериментируйте с бегунками Brightness и Contrast в появившемся окне, и вы поймете, чего не хватает вашему снимку. Для того чтобы размыть снимок, используйте фильтр Filter > Blur > Gaussian Blur, его параметр Radius отвечает за размытие. А для повышения резкости попробуйте Filter > Sharpen > Sharpen — этот фильтр работает без настройки параметров. При необходимости вы можете повторно применять данный фильтр.

Устранение артефактов сжатия

Артефакты сжатия — это результаты сильного сжатия изображений с использованием алгоритма JPEG. В ходе сжатия изображение разбивается на квадратики 8 х 8 пикселов, цветовая информация которых особым образом обрабатывается. Алгоритм на высоких степенях сжатия просто варварски относится к цветам, а вот с яркостной информацией он осторожен.

В Photoshop CS2 есть цветовое пространство LAB — в нем информация об изображении складывается из трех составляющих: двух цветовых компонентов и одного яркостного. Для конверсии изображения в LAB выполните команду Image > Mode > Lab color. После этого взгляните на цветовые каналы A и B, выбрав их на палитре Channels.

Здесь вы увидите сильные искажения, детали изображения различимы с большим трудом — все забито упомянутыми квадратиками. А вот канал яркости (L) смотрится хорошо. Теперь нужно достаточно сильно (так, чтобы исчезли артефакты) размыть каналы A и B и осторожно обработать канал L. Для этого используем фильтр размытия Filter > Blur > Gaussian Blur и, для мягкой обработки фильтр удаления шума Filter > Noise > Depeckle. При необходимости действие фильтров можно ослаблять командой Edit > Fade сразу после их применения.

Сохранение и оптимизация

Хороший инструмент для изменения размеров, оптимизации и сохранения мобилографий можно запустить командой File > Save for web. Варьируя параметры Height и Width (и нажимая после изменения кнопку Apply), вы можете изменять размеры изображения, корректируя параметр Quality — уровень сжатия.

Средство Save for web хорошо тем, что оно позволяет наблюдать за изменениями изображения в ходе оптимизации. В нижней части окна вы можете видеть размер файла, полученного в результате изменения параметров, а в окне просмотра изображения — его внешний вид. После завершения правок просто нажмите на кнопку Save и, выбрав место, сохраните изображение. Здесь мы разобрали лишь основные приемы работы в Photoshop CS2, но, владея ими, вы осилите правку подавляющего большинства снимков.

Подведем итоги

Как видите, мобилография многогранна. Она проникает во многие сферы нашей жизни и требует минимального внимания к себе. Чаще, правда, ничего не требует, а просто предлагает всем желающим инструмент для цифрового самовыражения. И если вы чувствуете в себе хоть какую-то творческую жилку — просто возьмите камерофон и сделайте пару снимков.

 

Мобилографии — Дмитрий Резван, Александр Заика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *