Роботы королевы Виктории

Как гласят все справочники и энциклопедии, машины с антропоморфным поведением, которые выполняют функции человека при взаимодействии с окружающим миром — или, попросту говоря, роботы — начали развиваться лишь в семидесятых годах прошлого века. Такие машины имеют сенсорную систему, воспринимающую информацию об окружающей обстановке, устройство обработки полученной информации (искусственный интеллект) — специализированную ЭВМ с набором программ — и исполнительные механизмы (моторную систему). Действия интеллектуального робота похожи на действия человека: датчики собирают информацию о предметах окружающего мира, их свойствах и взаимодействии; на основе этих данных искусственный интеллект формирует модель внешнего окружения и принимает решение о последовательности действий робота, которые реализуются исполнительными механизмами.

2565

Так-то оно так, конечно. Вот только двое американских журналистов-исследователей — Пол Гинен и Анина Беннетт — утверждают, что первые интеллектуальные роботы появились еще во времена правления английской королевы Виктории!

Паровой человек в прериях

Последняя представительница Ганноверской династии — Виктория — стала символом целой эпохи, названной в ее честь «викторианской». Начало царствования королевы совпало с лидерством Великобритании в торгово-промышленной сфере, а также окончательном становлении Британской колониальной империи. Поэтому неудивительно, что первый двуногий паровой робот был создан именно на туманном Альбионе.

В 1865 году английский писатель Эдвард Эллис в историческом романе «Громадный охотник, или Паровой Человек в прериях» упомянул об одаренном конструкторе — Джонни Брейнерде, как о создателе первого «человека, который движется на пару».

Изобретатель выглядел колоритно — маленький горбатый карлик, рано лишившийся отца. Впрочем, дар своего родителя — талантливого конструктора, получившего немало патентов, он перенял сполна и с детства мастерил разнообразные самодвижущиеся модели кораблей, паровозов и дилижансов. В один прекрасный день ему надоело конструировать маленькие игрушки, и мать внезапно посоветовала ему построить… парового человека.

Идея показалась Эдварду заманчивой, и после многолетнего труда он все-таки создал работающую модель. Вот как описывали Парового человека очевидцы: «Этот могучий исполин был приблизительно трехметрового роста, ни одна лошадь не могла сравниться с ним: гигант с легкостью тянул фургон с пятерыми пассажирами. Там, где обычные люди носят шляпу, у Парового Человека была труба дымохода, откуда валил густой черный дым.

У механического человека все, даже лицо, было сделано из железа, а тело его было окрашено в черный цвет. Экстраординарный механизм имел пару как бы испуганных глаз и огромный усмехающийся рот.

В носу у него было приспособление, подобное свистку паровоза, через которое выходил пар. Там, где у человека находится грудь, у него был паровой котел с дверцей для подбрасывания в поленьев.

Две его руки держали поршни, а подошвы массивных длинных ног были покрыты острыми шипами, чтобы предотвратить скольжение.

В ранце на спине у него были клапаны, а на шее — вожжи, с помощью которых водитель управлял Паровым Человеком, в то время как слева шел шнур, для контроля над свистком в носу. При благоприятных обстоятельствах Паровой Человек был способен развивать очень высокую скорость».

Скорость механический гигант и впрямь развивал неплохую — 30 миль в час (около 50 км/час), но показать ее было особо негде — на проселочной неровной дороге недолго было и перевернуться. Еще одним недостатком являлось огромное количество дров, потребляемым Паровым человеком. Позже, разбогатев, Эдвард хотел было модернизировать свое детище, но затем в 1875 году внезапно продал патент на робота Фрэнку Риду-старшему, который и занялся улучшением.

Электрические монстры

Спустя всего год был сделан Steam Man Mark II — первая модификация Парового человека. Робот подрос до 3,65 метра, вместо глаз у него теперь были фары, а пепел от сгоревших дров уже не скапливался в машине, а высыпался на землю через специальные каналы в ногах. Скорость «паровозочеловека» также подросла до 50 миль в час (более 80 км/ч) за счет снижения веса конструкции (изобретатель применил более легкие сплавы) и усиленной поршневой системы ног. Но, несмотря на успех Steam Man Mark II, Фрэнк Рид-старший к проекту охладел и после переключился на конструирование электрических роботов. Вернуться к проекту пришлось только один раз — в феврале 1876 года Фрэнк поспорил со своим сыном по поводу того, можно ли улучшить вторую модель робота или нет. 4 мая 1879 года Рид-младший при небольшом скоплении любопытных устроил соревнования между Mark II и Mark III, но кто же выиграл пари, неизвестно до сих пор.

BIGITALRU_33

Последним паровым детищем Ридов стала Паровая лошадь, после чего они полностью разочаровываются в силе пара и концентрируют усилия на работе с новомодным в те времена электричеством. В 1885 году из их мастерской выходит Электрический человек, о котором неизвестно вообще ничего, кроме того, что робот нес мощный прожектор, а двигательная установка была расположена в небольшом забранном металлической сеткой фургоне, который гигант тянул за собой.

Средство прекращения войн

27 ноября 1862 года в Чикаго родился будущий изобретатель робота Boilerplate — Арчи Кемпион. В детстве он пережил травму — смерть мужа его сестры на войне повергла мальчика в такой шок, что он поклялся себе найти такой способ решения конфликтов, чтобы убийства людей прекратились вовсе.

В 1878 году Арчи устраивается на работу в Чикагскую телефонную компанию, где жадно начинает усваивать научно-технические знания. В 1882 году он становится владельцем многочисленных патентов на свои изобретения, начиная со створчатых трубопроводов и заканчивая многоступенчатыми электрическими системами. Лицензионные платежи от компании Westinghouse Electric, применившей его изобретения, быстро делают Арчи миллионером. Однако юноша не стал просаживать деньги в казино или тратить их на роскошные безделушки: вместо этого он в 1888 году строит под Чикаго маленькую лабораторию и приступает к созданию робота — машины, призванной остановить смертоубийство на полях войны.

Boilerplate был построен как раз к Международной колумбийской выставке в 1893 году, но там почему-то фурора не произвел. На следующий год механический человек на парусном судне Euterpe отправился в Антарктику, но до цели так и не дошел — судно оказалось окруженным льдами и повернуло обратно.

Первый раз в серьезную заварушку робот попал в 1898 году, когда началась испано-американская война. Арчибальд уговорил Теодора Рузвельта зачислить его детище в отряд добровольцев, и Boilerplate прошел войну от звонка до звонка.

В 1916 году робот успел отметиться в Мексике в кампании против Панчо Вилья. Вот что об этом рассказывал очевидец тех событий, Модесто Наварес: «Вдруг кто-то крикнул, что к северу от города захвачен в плен американский солдат. Его вели к гостинице, где разместился Панчо Вилья. У меня была возможность убедиться лично, что более странного солдата я никогда не видел в своей жизни. Этот американец не был человеком вообще, поскольку он был полностью сделан из металла, а ростом превосходил всех солдат на целую голову.

На плечах у него было закреплено одеяло, чтобы на расстоянии он выглядел так же, как обычный крестьянин. Позже я узнал, что часовые пытались остановить эту металлическую фигуру огнем из винтовки, но пули были для этого гиганта подобны москитам. Вместо принятия ответных мер против нападавших, этот солдат просто попросил отвести его к лидеру».

Исчез Boilerplate в 1918 году при невыясненных обстоятельствах в немецком тылу, куда он был послан со специальной разведывательной миссией. Назад он не вернулся, и больше механического бойца никто не видел…

Артем Платонов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>