Сам себе клипмейкер

Эдуард Сафронов (г.Ржев)

Одна из целей проекта «Музыкальный компьютер» — поиск талантов. Поэтому мы регулярно проводим конкурсы для сборников авторской компьютерной музыки на дисках.

За пять лет подобной деятельности мы убедились, что талантливых людей много. Однако не всякий талантливый человек способен быть целеустремленным и настойчивым в преодолении препятствий. Часто, кажется, есть все необходимое, а довести задуманное до завершения он не в состоянии. Это, как ни странно, в большей степени характерно для обитателей «столиц». А вот талантливые жители небольших городков, занимающиеся творчеством в условиях дефицита информации, общения, технических средств, зачастую способны создать интересную вещь практически «из ничего».

Для очередного CD-сборника мы получили песни и клипы, записанные группой «X-Style» из города Ржев Тверской области. В составе группы нет профессиональных музыкантов: программист, монтажник, студентка. Однако работоспособность и талант, помноженные на возможности компьютера, дали магический результат. Музыка звучит свежо и искренне, а в клипы, смонтированные с помощью общедоступных средств, хочется всматриваться и вдумываться. Не столь частые встречи с подобной музыкой на фоне творений изрядно поднадоевших одних и тех же «звезд» — как глоток свежего воздуха.

Мы предложили участнику группы «X-Style» Эдуарду Сафронову рассказать в статье о том, как в домашних условиях создавался клип. И вот что из этого получилось.

Роман Петелин, Юрий Петелин

Современное программное обеспечение позволяет реализовать на обычном домашнем компьютере возможности, которые до недавнего времени были доступны лишь профессионалам. Особенно это коснулось таких областей, как цифровое видео и звук. К сожалению, это всего лишь одна сторона медали — другая менее оптимистична. Профессиональные технологии требуют профессиональной подготовки. Без теоретической базы трудно разобраться в терминологии, приемах работы, настройках.

С этой проблемой столкнулся и я, когда наш самодеятельный музыкальный коллектив решил создать собственное музыкальное видео своими руками. С технической стороны вроде все было в порядке: есть знакомый с видеокамерой, компьютер с видеовходом, в наличии также диск с Adobe Premiere, но абсолютно непонятно, что и как со всем этим делать.

Собирая информацию по крупицам из всевозможных источников, методом проб и ошибок мы все же осуществили наш замысел, и теперь я хочу поделиться опытом с теми, кому еще предстоит пройти этот путь. Итак, по порядку.

Есть ли у вас план?

Выберите песню для клипа, определитесь с сюжетом — он должен подчеркивать и дополнять то, что вы хотели выразить в песне. Продумайте, какие способы и приемы наиболее полно раскроют идею. Это может быть какое-то особое место для съемок, несколько небольших игровых сцен, нестандартные ракурсы (положения камеры), спецэффекты и т. д.

В нашем случае основной идеей была тема одиночества (песня и называется «Одна»), и, строя сюжетную линию, мы «плясали» именно от этого. Задумка такая: главная героиня ночью одна в своей комнате пишет стихи («будущий» текст звучащей песни) и незаметно засыпает. Ее сон и составляет основную часть клипа. Поскольку во сне может происходить все что угодно, полет фантазии для средств выражения не имеет границ. Мы использовали компьютерную графику — создавали сюрреалистические пейзажи, которые должны навевать соответствующее настроение. Героиня ходила по городу среди не замечающих ее людей, встречала знакомых, которые проходили мимо нее как мимо пустого места, оказывалась на каких-то жутких развалинах.

Когда в общих чертах картина будет ясна, можно переходить к деталям. Первым делом распишите фонограмму по секундам и составьте примерно такую таблицу (см. выше).

Чем подробнее вы это сделаете, тем лучше. Потраченное время с лихвой окупится в дальнейшем (уж поверьте, сам в первый раз «набил шишек»). Точно и досконально расписанная таблица, по сути дела, заменит вам сценарий, поможет при составлении съемочного листа, упростит монтаж.

На данном этапе вы должны окончательно определиться с сюжетом и четко представлять, что у вас должно получиться, ведь в дальнейшем, когда материал будет отснят, внести существенные изменения без пересъемки будет практически невозможно.

Следующий шаг — составление съемочного листа. На основе таблицы необходимо четко расписать: что, где и как будет снимать камера, как она будет (если будет) перемещаться, что будут делать актеры в кадре. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, чтобы не ломать голову над тем, что мы еще забыли снять, а заниматься творческим процессом. Во-вторых, чтобы при создании сложных многослойных эффектов не выяснилось, что кадры, которые должны накладываться друг на друга, вырезаться или склеиваться вместе, получились совершенно не такими, как было задумано.

Например, в нашем клипе героиня смотрится в зеркало, и вдруг ее отражение начинает самостоятельно двигаться и петь, причем в совершенно другой одежде. В нашем съемочном листе по этому поводу было написано примерно так: «Камера на штативе под острым углом к зеркалу. Героиня в полный рост в правой части кадра, а зеркало целиком в левой. Снимаем героиню, смотрящуюся в зеркало. Не смещая камеру, снимаем ее же в другой одежде, поющую».

При монтаже не возникло никаких проблем. Я разрезал оба кадра пополам и к правой части первого присоединил левую часть второго. Так как камера неподвижно стояла на штативе, интерьер комнаты в обоих кадрах склеился идеально, с той лишь разницей, что отражение в зеркале перестало соответствовать действительности.

Цели ясны, задачи поставлены, можно приступать к съемке. Если есть штатив для камеры — отлично. Если нет — постарайтесь придумать замену, так как дрожание рук при съемке не украсит ваше творение, а некоторые кадры просто невозможно снять «с рук».

Я не буду заострять внимание на деталях, касающихся работы с камерой, исчерпывающая информация находится по адресу: www.videozona.net.

Делаем спецэффекты на дому

Пришло время поговорить о спецэффектах. Существуют специализированные программы и великое множество плагинов для их создания. Наиболее распространенная программа — Adobe After Effects. Программа довольно сложна для самостоятельного освоения, и начинать знакомство с ней лучше, имея перед глазами руководство пользователя. Этот продукт предоставляет весь необходимый набор средств для работы любого уровня сложности. Кстати, большинство спецэффектов из тех, что мы можем увидеть в кино, рекламе и видеоклипах, эффектов, которые на первый взгляд кажутся суперсложными, на самом деле запросто могут быть повторены в домашних условиях.

Многие спецэффекты построены с использованием одних и тех же стандартных приемов, таких, как chromakey. Суть его в том, что выбранные вами однородные по цвету участки изображения становятся как бы прозрачными и сквозь них видно другое изображение, подложенное под основное. Этот эффект применялся нами неоднократно. Вот два примера.

На первой картинке классический пример — перенос человека в другую обстановку. Для этого музыкантов снимали на фоне натянутого полотна синего цвета. Самое главное при этом — добиться равномерной освещенности этого полотна и избежать падения на него тени от снимаемого объекта (в нашем случае — музыкантов). Вообще-то цвет задника может быть любым, главное, чтобы этого оттенка не было у тех объектов, которые не должны «вырезаться», и чтобы между этим объектом и задником был четкий контраст.

На второй картинке продемонстрирован тот же самый эффект, только в данном случае мы использовали не ткань, а прямоугольный кусок древесно-волокнистой плиты, окрашенный водоэмульсионной краской и вставленный в раму так, чтобы полностью закрыть оконное стекло.

Накладывая друг на друга несколько изображений и делая прозрачными отдельные их участки, можно добиться самых невероятных результатов.

Для создания прозрачных участков существуют и другие способы, например, использование масок прозрачности. Маска прозрачности — это вспомогательное черно-белое изображение, которое накладывается на основную картинку и задает степень прозрачности отдельных ее участков. Белый цвет в маске — абсолютно непрозрачные участки, черный — абсолютно прозрачные, серые оттенки соответствуют полупрозрачным областям. Данный эффект реализован в Adobe Premiere и называется track matte. Изображение-маска располагается на отдельном треке, что позволяет применять к ней все те же действия, что и к обычному изображению (например, анимировать). Анимированную маску мы также использовали при создании своего клипа.

Картинка состоит из трех исходных: пейзаж с пустым «кубиком» находится в самом нижнем слое, на него наложен гитарист («вырезанный» по описанной выше технологии), и сверху все это «накрыто» дубликатом нижнего слоя с примененной к нему маской, которая задает прозрачность боковых отверстий кубика. Кубик смоделирован вращающимся, и гитариста мы снимали на вращающемся стуле. При монтаже скорости вращения обоих объектов были синхронизированы, и в результате получился весьма интересный трюк.

Все подобные спецэффекты должны быть продуманы до начала съемок и подробно расписаны в съемочном листе и в той самой таблице, с которой мы начинали подготовку к работе.

А мы монтажники…

Теперь немного о монтаже. Лучшей программой для этого, конечно же, является Adobe Premiere. Имея довольно обширную библиотеку переходов (способов состыковки видеофрагментов) и большое количество всевозможных плагинов, Adobe Premiere обеспечит вас всем необходимым для окончательной сборки ролика.

Самое главное на данном этапе — не слишком увлекаться «наворотами», дабы не превратить ваш видеоклип в демонстрацию возможностей программы. Особенно это касается переходов: даже в высокобюджетных западных клипах основным способом стыковки фрагментов являются «мягкий микс» (cross dissolve) и простая «склейка».

Неплохо, когда стыки приходятся на сильные доли музыкальной композиции, и еще лучше, если они временами выдерживают определенную, повторяющуюся периодичность.

Начинать монтаж надо с создания аудиотрека. Далее, вооружившись таблицей, расставляем ключевые эпизоды с заранее подготовленными спецэффектами (если они предусмотрены), и, наконец, опять-таки руководствуясь таблицей, заполняем все остальное.

SB Audigy музыке не помеха

И в заключение — несколько слов о записи самой песни. Вся работа была сделана в Cakewalk SONAR 2.0, на звуковой карте SB Audigy. Все инструменты (включая гитару) прописаны с использованием банков SoundFont 2.

С гитарой пришлось изрядно повозиться. Без хорошего комбика и приличной педали ничего путного не получалось, поэтому мы сделали так: нашли качественный, реалистично звучащий банк SoundFont 2 с чистым звуком электрогитары и прописали им всю партитуру, используя программный сэмплер LiveSynth Pro. Это позволило подключить к треку обработку в реальном времени. А затем применили к этому треку дисторшн и гейт из пакета DSound. После этого довели «до ума» звук эквалайзером, добавили спикерсимулятор (Amp Sim) и «накинули» немного дилея. В результате зазвучало вполне прилично.

Для записи вокала использовался микрофон Shure SM 58, компрессор Alesis и микшерный пульт Beringer euromix 2004 (в качестве микрофонного предусилителя). На всю работу с клипом от идеи до финального просчета файла у нас ушло около пяти месяцев. Надеюсь, у вас получится быстрее и лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *