Слава Украине…

Отец Онуфрий, настоятель Благовещенской церкви, напряженно прислушивался к гнетущей тишине, окружавшей храм. Он ждал и, наконец, дождался – в назначенный час в двери храма постучали условным стуком. Это был славный малый, послушник Егорий.
— Отче, я выполнил Ваше поручение, однако не совсем понимаю, за что вы так недолюбливаете Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Филарета.
— Твой «блаженнейший» — обыкновенный предатель. – ответил Онуфрий. Если хочешь, я расскажу тебе об этом подробнее, хотя времени осталось мало. Ну, слушай.
Филарет (в миру Михаи́л Антонович Денисенко) родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льется кровь — на земле Донбасса. Дед будущего патриарха погиб во время голода на Украине 1932—1933 гг., а отец — в годы Второй Мировой войны. Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.
В 1946 г. Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учебу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза. Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учебу в Московскую духовную академию.
На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом его карьеры стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой.
Карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 г. был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».
Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачевым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.
Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.
Филарет являлся одним из кандидатов на Патриарший престол в ходе избрания Патриарха на Поместном соборе в июне 1990 г.
На беду Филарета, предстоятель РПЦ Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.
6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трех кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь. С этими мыслями он пошел накануне выборов к А. И. Лукьянову и говорит, что есть договоренность с ЦК, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“». В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107. Так 7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жестким образом. Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.
Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.
Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами привело к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.
Будучи обвиненным в том, что он ведет аморальный образ жизни и не соответствует требованиям к личности, способной объединить вокруг себя всех православных на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию». Священный Синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания. Но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления. После безуспешных призывов к Филарету Священный Синод РПЦ созвал Архиерейский Собор Украинской Церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашен на Собор, но данное приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента.
Бывший епископ Русской православной церкви, с 1966 по 1990 год — митрополит Киевский и Галицкий, затем — предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата). Лишен сана в 1992 г., был отлучен от церкви (предан анафеме) Русской православной церковью в 1997 г.
В мае 1990 г. на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.
9 июля 1990 г. епископатом Украинской Православной Церкви он был единогласно избран ее предстоятелем. Одновременно украинский епископат подает прошение об автономии православной церкви на Украине. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему придавался титул «Блаженнейший».
После провозглашения 24 августа 1991 г. Верховным Советом УССР независимости Украины секретарь ЦК КПУ Леонид Кравчук стал первым ее президентом. Как и Кравчук, Митрополит Филарет резко меняет убеждения на кардинально противоположные и начинает действовать под девизом «независимому государству — независимую церковь».
Ведающий Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.
Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем.
Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени. Филарету пошли навстречу.
Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины.
После распада Советского Союза Филарет решил, что его звездный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.
Горячую поддержку Филарет обрел в лице первого украинского президента Леонида Кравчука,спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъема храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.
Осенью 1991 г. Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.
В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведет.
Филарет признал ошибки, покаялся и дал клятву пред Крестом и Евангелием заверив собор, что «во имя мира церковного» он созовет архиерейский собор УПЦ (МП), на котором подаст прошение об освобождении от обязанностей предстоятеля.
Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины. Однако клятву перед крестом Филарет принес по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».
Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию». Под «богом» он разумел, очевидно, президента Украины.
11 июня 1992 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил исключить митрополита Филарета из сущего сана, лишив его всех степеней священства за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор».
На Украине произошел полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви – филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.
Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.
21 февраля 1997 г. Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.
Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.
Президент Украины Виктор Ющенко в свое время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС.
В августе 2009 г. во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».
Михаилу Денисенко в январе 2017 г. исполнилось 88 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем.
— А я как раз подумал, что Ваша нелюбовь к Филарету объясняется тем, что Вам претит то, что Филарет благословил убийства людей на Донбассе…
— Это еще одна грань предательства Филарета. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шел, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.
Глава самопровозглашенной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.
«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сестры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»
Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должны призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.
Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.
В феврале 2015 г. Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».
Судить его за все будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.
Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.
Все вроде бы складывалось для амбициозного архиерея как нельзя лучше. Но увы, в Киеве ему становилось все более неуютно.
В порядке горбачевской «демократизации» стала «возрождаться» т.н. «Украинская автокефальная православная церковь» («УАПЦ»). Так называемая, потому что Церковь истинная, согласно собственному вероучению, создана самим Христом в I в. н.э., тогда как «УАПЦ» была учреждена на территории оккупированной УССР согласно плану рейхсминистра Розенберга, утвержденному Гитлером 8 мая 1942 г. В немецком обозе вожди «автокефалов» ушли Германию, а оттуда, как водится, перебрались в США и Канаду.
В конце октября 1993 г. Кравчук направил Константинопольскому патриарху Обращение с просьбой поспособствовать «утверждению на Украине Автокефальной Православной Церкви (УПЦ-КП)». Более того, все они выступили с покаянным обращением, в котором призвали свою бывшую паству вернуться в каноническую Церковь, ибо Филарет и его лжецерковь «ведут их к вечной погибели».
Вряд ли это было желание присоединить «УАПЦ» именно к Московскому патриархату. Никаких иллюзий о своей “патриаршей благодати” Филарет не питал, но и не скрывал, что цель УПЦ-КП – не служение Богу, а “борьба с Москвой”.
Мечта Денисенко о пошитом еще в 1990 г. патриаршем куколе (пусть и московского кроя) наконец осуществилась 21 октября 1995 г., когда на «поместном соборе УПЦ-КП» он избрал себя «патриархом». «Выборы» проходили на безальтернативной основе. Филарет вновь остался в подавляющем его амбиции меньшинстве. Поэтому 22 октября 1995 г., вступая на «престол», он в первой же своей проповеди в качестве лжепатриарха страстно призывал к «диалогу любви» с униатами. Теми самыми, которыми пугал Московскую патриархию, требуя для Церкви на Украине сначала автономию, а затем и автокефалию.
— А что Вы скажете о недавнем Священном Синод Константинопольской церкви? – спросил неугомонный Егорий.
— В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I, добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.
222
Состоявшийся в Стамбуле 11 октября 2018 г. Священный Синод Константинопольской церкви отменил документ 300-летней давности о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, а также решил продолжить процедуру предоставления церкви на Украине томоса об автокефалии. Среди прочего была заслушана апелляция главам УАПЦ Макарию и УПЦ-КП Филарету, после чего синод Вселенского патриархата вернул их в каноническое состояние. Было решено, что анафема была им оглашена не с достаточным количеством причин.
К тому же там указывается признание незаконной «аннексии» Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году, а также предостережение от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие вышеуказанных решений, что может стать обоснованием для рейдерского захвата Киево-Печерской лавры.
В Московском патриархате решение Константинополя назвали «легализацией раскола». В ходе Священного Синода, прошедшего в Минске 15 октября, среди прочего было решено прекратить всяческие связи с Константинопольским Патриархатом. Кроме того патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что таким образом синод нарушил единство православия. Одним словом, Патриарх Варфоломей своей ересью покрыл ересь Филарета. Как говорится, рука руку моет.
— А как Вы относитесь к украинскому языку? – не унимался Егорий. – ведь Филарет сказал, что «Речь богослужения принципиально должна быть украинская. И проповедь на украинском».
— Проповедь можно читать по-украински, если паства этого желает. Главное, чтобы язык проповеди был понятен большинству прихожан. Об украинизации церковной службы речь не идет, поскольку это не часть патриотического воспитания. На первом месте в нем понятность Слова Божьего для паствы, а на втором месте — воспитательный момент. — ответил Онуфрий.
Однако время… — сокрушенно произнес Онуфрий. Он обнял Егория и добавил — А теперь иди… — Онуфрий с нежностью посмотрел вслед Егорию, затем печально окинул взором убранство церкви. А когда раздался бесцеремонный стук в дверь вооруженных автоматами и ножами «прихожан», он достал прибор и нажал на нем большую кнопку. Раздался взрыв, разлетелось пламя, посыпались кирпичи…

Слава Украине… Только вот какой именно Украине?

Александр Альбов (С.Петербург)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *