Советы сочинителям веб-обзоров

Елизавета Ионова (г. Омск)

В Сети человек может выразить себя по-разному. Кто-то тратит все онлайн-время на игры, кто-то на общение, кто-то делает сайты, кто-то увлеченно расписывается в гостевых книгах. Сейчас я хочу обратиться к особой категории Сетян — людям, которых от всех прочих отличает любовь к выискиванию, посещению и оценке всех новых сайтов (а иногда и весьма древних, это уж как масть ляжет).

Это далеко не рядовые пользователи. Рядовой пользователь, когда ему что-то надо, заходит на Яндекс, Гугл или Рамблер, набирает название искомого предмета в поисковой строке, жмет на кнопку «Найти» или просто давит Enter, выбирает среди результатов поиска 2-3 ссылки и в дальнейшем ходит только по ним.

Веб-обозреватель не таков. Он постоянно просматривает каталог на предмет обновлений, читает рассылки множества сайтов, просматривает общие закладки (http://www.zakladki.yandex.ru) — и все для того, чтобы с определенной периодичностью (как бог на душу положит — это тоже периодичность!) собрать найденные им адреса в одну кучу, выложить на просторах Сети и отправиться за новой порцией ссылок.

Веб-обозреватели делают свою работу не ради славы или денег, а ради жителей Сети. Вам уже захотелось примкнуть к рядам этих славных тружеников Интернета? Примерную схему работы я сейчас опишу.

Чтобы написать более или менее пристойный веб-обзор, сначала нужно успешно установить Интернет-соединение или, проще говоря, прозвониться в Интернет. Без серфинга по сайтам вы обзор не напишите, примите это как данность. Затем нужно выбрать интересные сайты, заглянуть на каждый из них, скопировать ссылки на самые примечательные страницы в отдельный документ и придумать к ним достойные описания.

Как видите, все очень просто.

Однако простота эта кажущаяся — зачастую несколько десятков ссылок ведут на один и тот же материал, обо всем вкусном и красивом в Сети успевают рассказать другие, веб-мастера перемещают страницы куда и как им вздумается… Словом, работа веб-обозревателя требует терпения, выносливости, крепкой нервной системы и прочих качеств, обязательных для охотника за скальпами… тьфу, за ссылками.

Если вы до сих пор читаете этот текст, ваши терпение и выносливость на должном уровне и должны быть вознаграждены. Итак, начну раскрывать тайны ремесла.

Самая главная составляющая веб-обзора — ссылка. Она же линк, она же URL. Необходимое и достаточное количество таких объектов в веб-обзоре — одна штука. Если ссылки отсутствуют, ваша статья может быть сколь угодно занимательной, но к веб-обзору она не будет иметь никакого отношения.

Если вы выложите эту ссылку на свой веб-обозревательский сайт или опубликуете ее в рассылке в том самом виде, в котором вы скопировали ее из адресной строки браузера, то рискуете быть неправильно понятыми интернет- и околоинтернет-общественностью. Что это за ссылка, куда она ведет, не притаился ли на той стороне злобный вирус, который только и ждет появления доверчивого пользователя, обуреваемого тягой к неизвестному? Эти и множество других вопросов появляются в голове веб-серфингиста*). И хорошо еще, если «прочитать» URL (отгадать его информационное содержимое по одному только адресу) по этой самой ссылке можно, а если нет? Горе и разочарование Сетянина будут страшны и невыразимы. А повышенное влаговыделение (я имею в виду слезы, а вы что подумали?), как известно, оказывает негативное воздействие на компьютерную технику.

Настала пора вытащить на свет божий еще одну маленькую, но очень полезную хитрость веб-обозревательского дела. Этой самой любовно и тщательно отобранной ссылке нужен комментарий. Причем не абы какой, а самый что ни наесть авторский.

Хозяйке на заметку: описание, созданное методом copy-paste, где источником копирования служит страница с каталожным описанием приглянувшейся вам ссылки, авторским не считается. По отношению к вам, по меньшей мере. К тому же стандартное каталожное описание Сетянин может и без вас прочесть, и потребность в плодах вашего сочинительства у него отпадет, что в наши планы не входит.

Сайт не обязательно хвалить или ругать — достаточно написать о том, что можно обнаружить (прочитать, увидеть, услышать) на его страницах, или же описать аудиторию, которой предположительно будет интересен этот сайт.

Кстати, об аудитории. Если благородное графоманство в приложении к Интернету захватит вас настолько, что первый написанный вами веб-обзор станет далеко не последним, то у ваших обзоров сформируется определенная аудитория, которая довольно быстро даст вам понять, какого рода ссылки ее интересуют. Счастлив тот веб-обозреватель, чьи интересы совпадут с интересами его аудитории! Мне приходили письма с жалобами и недовольными репликами на тему «А почему вы ничего не пишете о ручных крысах, яблонях и грушах на подоконнике, работе с информационным полем Земли и о разведении системных администраторов в неволе?». Ответ прост: потому что мне, автору, это неинтересно. Советую взять на вооружение, пригодится.

Тут мы плавно подошли к проблеме выбора ссылок для обзора. Ссылки можно условно разделить на тематические и целевые. Разница ясна? Не совсем? Что ж, объясняю. Тематический подбор подразумевает, что все собранные вами ссылки будут освещать одну предметную область, например, кораблестроение в условиях Крайнего Севера, или аутсорсинг посредством телепатии, или англомеризированная философия бытия, — все что угодно, лишь бы вы смогли не только набрать некоторое количество ссылок на данную тему, но и придумать к ним ненавязчивый, но очень способствующий восприятию комментарий.

Не советую увлекаться тематическими выпусками. Как справедливо заметил один из старожилов Интернета, «среди многих тысяч страниц в Сети оригинальными в полном смысле слова являются только десять, остальные представляют собой компиляции и перепечатки».

Целевой подбор ссылок требует внутреннего осознания цели вашего обзора. Зачем вы его пишете? Чтобы развлечь аудиторию? Чтобы помочь «убить время»? Чтобы облегчить кому-то жизнь путем подношения ссылок на жизненно необходимую информацию? До известного предела можно совмещать несколько целей в одном обзоре, но лучше остановиться на одной-двух.

Пришло время поговорить о верхнем пороге количества ссылок в одном обзоре. Нет формулы вычисления оптимального их количества, да она и не нужна. Достаточно придерживаться следующих рекомендаций: в случае тематического подбора ссылок их должно быть ровно столько, чтобы дать представление о теме (желательно разностороннее); в случае целевого подбора ссылок решающим фактором становится объем обзора. Положим, средний объем ваших статей — 5 тысяч знаков. Вот и прикидывайте, какое количество ссылок и комментариев к ним уместится на этом пространстве. Одна-единственная ссылка и комментарий к ней на пять тысяч знаков — нехорошо, очень уж напоминает рекламную рассылку очередного сайта с эксклюзивной информацией типа «Как надурить спонсора и срубить бабок по-быстрому». Если ссылок много (более 10-12), да к каждой из них прилагается две строчки комментария телеграфным стилем, то это тоже не вызывает особой радости. Получается не веб-обзор, а какая-то рассылка новых поступлений и старых обновлений.

Еще один вопрос, который волнует начинающего веб-обозревателя: где брать ссылки? Там же, где берут их все — в Интернете. Помимо каталогов и поисковиков ценную помощь вам окажут рассылки обновлений порталов и сайтов («ЕЖЕправда» и другие). Немало ссылок присылают и благодарные читатели. Кстати, все присылаемые ссылки можно разделить на две группы: ссылки на контент-сайты, которые активно посещаются приславшими, и ссылки на коммерческие сайты, которые их создатели решили с вашей помощью раскрутить.

Чтобы воспользоваться поистине неиссякаемым «народным» источником, нужно явным образом указать способ связи с вами. Оптимальный контакт — электронная почта. Заведите себе отдельный ящик, потратьте некоторое количество времени на настройку сортировки почты, посмотрите в справочнике по HTML способ оформления ссылки на письмо с заданной темой и вставьте в вашу рассылку (статью).

Если прочтя все это вы окончательно утвердились в намерении стать веб-обозревателем — добро пожаловать в наши тесные ряды. В Интернете ощущается нехватка свежих мыслей и взглядов. Если же нет — будьте читателем и критиком выходящих обзоров, это тоже очень нужно.

Интересных вам путешествий по Сети, и пусть ни одна минута там не будет потрачена вами напрасно — в Интернете еще немало белых пятен, которые предстоит открыть. Может быть, это получится у вас.

 

* Веб-серфингист — одна из разновидностей Сетянина домашнего обыкновенного. Отличается способностью к ускоренному просмотру сайтов на предмет выявления их полезности или бесполезности с точки зрения пригодности употребления этого сайта в пищу с дальнейшим занесением оного в закладки и регулярным наведыванием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *