Управление цветом

Николай Богданов-Катьков (С.-Петербург)

«Фотограф, желающий получить снимок, которым он мог бы по праву гордиться перед зрителями и перед коллегами, не должен пренебрегать никакими мелочами, даже если они кажутся ему недостойными высокого искусства фотографии…»

 Карл Булла, известнейший русский фотограф начала ХХ века

Наследники Карла Буллы могут быть довольны: пока еще никакие ухищрения цифрового фото не смогли заменить художественных способностей, чутья фотографа. А главное — работа с «цифрой» требует необходимой суммы знаний и практических навыков. Речь идет о цветовой калибровке (согласовании цветопередачи между различными устройствами), о процессах получения графических файлов и их простейшей корректировке в соответствующих программах.

Однако владелец приличного принтера ($400-500) должен уметь выжать из него все возможное. Чтобы распечатать любительское фото, особого умения не требуется. Казалось бы, чего проще? Щелкнув мышкой по кнопке с изображением принтера на панели инструментов, мы тут же получаем распечатку. Но эта легкость кажущаяся. Как и в любой сфере деятельности, практические навыки при печати цветной графики и фото приобретаются с опытом, а опыт дорого стоит в самом буквальном смысле: цветная печать — удовольствие не из дешевых. Несколько неудачных проб могут стоить пользователю столько же, сколько стоил сам принтер…

Но для начала сделаю две важные оговорки.

1. Если распечатать текст и простую графику можно на любом принтере, то более сложные работы требуют множества ручных настроек, а они имеются только у принтеров начиная с класса SOHO. Так что все изложенное ниже ориентировано на пользователей, имеющих хороший принтер.

2. Почти все сложности, возникающие при цветной печати, касаются неправильной передачи цветов. Проблема заключается в том, что разные инструменты (программы) используют в работе разные цветовые модели (подробнее о цветомоделях читайте в предыдущем номере). Напомню, еще в XIX веке было решено, что глазу человека достаточно всего трех аддитивных цветов: красного, синего и зеленого. Для разработки субтракционной (основанной не на сложении, а на вычитании) цветомодели потребовалось также три цвета — голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Предполагалось, что сочетание голубого и желтого даст чисто-зеленый цвет, Magenta + Yellow дадут красный, а Cyan + Magenta — синий.

Однако на светлых участках изображения точки разных цветов очень далеко отстоят друг от друга. При этом изображение, например, человеческого лица, получается «в крапинку»…

 

В 1997 году от этой проблемы избавились очень простым приемом. Добавили светло-пурпурные и светло- голубые чернила, в совокупности с черным цветом получился шестицветный принтер. Почему обошли вниманием желтые чернила? Очень просто: желтый цвет человеческий глаз и так воспринимает как светлый.

Итак, сейчас в продажу поступили новые принтеры, (как будто) обеспечивающие идеальную цветопередачу во всех областях спектра. Но что делать, если ваше фото было изначально сделано с передержкой по выдержке (слишком светлое) или же имеет «чуждый» оттенок?

Поговорим о тех параметрах цвета, которые доступны регулировке.

Яркость, контраст, гамма

Изменение яркости меняет на определенное число количество бит в каждой RGB-составляющей или во всех сразу. Все тона получаются более светлыми/темными, то есть мы сможем повысить яркость очень темного снимка или понизить — для светлого.

Но если в изображении присутствуют и очень светлые, и очень темные участки (такое бывает при съемке ночью с лампой-вспышкой), изменение яркости приведет к пропаданию части тонов либо на светлых, либо на темных участках.

При изменении контраста значение RGB каждого пиксела делится (при уменьшении) или умножается (при увеличении) на некую величину. Использовать эту функцию надо еще осторожнее. Дело в том, что, имея недостаточно резкий (размытый) снимок, человек интуитивно стремится увеличить его контрастность. А это приводит к тому, что на светлых и на темных участках одновременно пропадают все цветовые градации. Если контрастность уменьшить, снимок получится «мягким», размазанным, светлые и темные участки станут выглядеть почти одинаково. Значит ли это, что опцией «контраст» пользоваться не следует? Нет, можно, но только совместно с другими.

Параметр «гамма» как будто примиряет все противоречия. Физически он соответствует изменению яркостей не в пропорциональной, а в логарифмической шкале. Другими словами, в области светлых тонов увеличение гаммы усиливает, а в области темных — ослабляет контрастность отпечатка.

Естественно, гамму можно регулировать по всем трем цветам.

Цветовой баланс

Этот параметр характеризует восприятие чисто белого цвета человеческим глазом. Его регулировка позволяет исправить неестественные оттенки хорошо известных цветов. Так, если лист белой бумаги, красный закат и зеленая трава дают при печати не вполне естественные оттенки, то регулируя «баланс белого», можно добиться более правдоподобной цветовой гаммы.

Иногда используется еще один параметр — цветовая температура. Напомню, что лист белой бумаги, освещенный солнечным светом (6000 К) выглядит несколько иначе, чем при освещении лампой накаливания (2000 К). В большинстве случаев используется стандартная цветовая температура — 9500 К. Фактически при регулировке цветового баланса и цветовой температуры применяется регулировка яркостей цветов RGB, однако программа делает это сама, без участия пользователя. Поскольку все характеристики цвета модели RGB не дадут полного спектра, доступного человеческому глазу, многие программы используют параметры перцепционных цветомоделей, например, насыщенность (Saturation).

Что могут программы?

Рядовой пользователь редко имеет дело с профессиональными программами (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw). Они позволяют сделать с изображением все что угодно, но довольно сложны в освоении. Куда более доступны стандартные приложения MS Windows, такие, как MS PhotoEditor, MS Paint. Некоторые регулировки допускает MSWord 97 и более поздние версии.

1. MSWord 97/2000 позволяет регулировать некоторые параметры рисунка, вставленного в документ:

а) увеличение/уменьшение контрастности (только общей);

б) увеличение/уменьшение яркости;

в) преобразование цветного рисунка в «серый» (градации серого цвета);

г) преобразование цветного рисунка в черно-белый (графика)

д) масштабирование;

е) обрезка.

Кажется, что это немало, слишком светлый или слишком яркий рисунок можно подправить.

Естественно, этого недостаточно. Если на фото преобладает какой-либо из базовых цветов, потребуется цветовая регулировка, а ее обеспечивают только графические программы и фоторедакторы.

2. MS PhotoEditor имеет значительно более широкие возможности. Помимо всех функций MS Word он позволяет регулировать именно цветовые параметры.

а) яркость как в целом, так и по основным цветам RGB;

б) контрастность — так же;

в) цветовую гамму.

Кроме того, в стандартном наборе функций предусмотрено множество специальных эффектов, которые могут пригодиться в художественном творчестве, хотя и не относятся к работе с цветом. Это, например, повышение резкости (Sharpness): возрастает перепад яркостей на границах, и, хотя разрешение не увеличивается, контуры предметов становятся более четкими. Противоположная функция — размытие (Blur), при этом значения яркости нескольких соседних пикселов усредняются.

3. К MS Paint обычно относятся с презрением, эта программа не имеет ни одной из перечисленных выше функций. Собственно, это не фото-, а типичный графический редактор. Однако у него есть полезное качество. Если другие программы изменяют параметры рисунка в целом, то MS Paint позволяет увеличить рисунок и обработать каждый пиксел. Это может пригодиться при корректировке отдельных участков изображения.

4. Драйверы сканеров, как правило, имеют те же инструменты, что и фоторедакторы. TWAIN-совместимые драйверы современных сканеров дают возможность регулировки цвета сканируемых изображений. Так, они позволяют увеличить/уменьшить контрастность, яркость, изменить цветовой баланс уже на стадии сканирования.

Итак, комбинация параметров «яркость — контраст — гамма» может обеспечить все возможные модификации фотографии. Нет, это не универсальный рецепт; встречаются очень удачные по композиции, но неудачные по цветам снимки, которые довести до нужного качества гораздо сложнее. Тем не менее, простые средства позволят и в этом случае добиться оптимального качества при минимальных усилиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *