Для построения кэш памяти используются диоды

Основная задача кэш-памяти – согласование работы быстрого процессора и медленной основной памяти. Кэш-память исполняет роль буфера между ОП и процессором (рис. 9.1). Использование кэш-памяти базируется на «принципе локальности ссылок».

Это означает, что следующее обращение к памяти в программе с большой вероятностью произойдет к тому же блоку данных, который находится в данный момент в кэш-памяти.

Кэш-память разбивается на строки по 32 байта, соответствующие одному стандартному пакетному циклу обращения к динамической памяти. На такие же строки условно разделяются и страницы основной памяти. Обмен информацией между ними осуществляется строками, даже если необходимо передать только один байт.

Процессор, выполняя команду, запрашивает операнд по некоторому адресу в адресном пространстве. Кэш-контроллер проверяет, есть ли в кэш-памяти строка данных, соответствующая запрашиваемому адресу. В случае наличия такой строки ситуация называется кэш-попадание. Если строки в кэш-памяти нет, то происходит кэш-промах, и кэш-контроллер инициирует обращение к основной памяти ОП для переписи из нее нужной строки в кэш-память.

Рис. 9.1. Двухуровневая кэш-память в компьютере

В связи с этим возникает проблема замены какой-либо строки в кэше на новую строку из ОП. Для этого используют специальные дисциплины замещения строк. Эти функции выполняет кэш-контроллер.

В современных вычислительных системах используются три типа организации кэш-памяти:

с прямым отображением;

Кэш-память с прямым отображением. Каждая строка кэш-памяти может содержать строку основной памяти только из определенного подмножества адресов, причем эти подмножества не пересекаются. Поиск состоит из следующих шагов:

определение, в какое из подмножеств адресов основной памяти попадает адрес строки, выработанный процессором;

обращение к единственной соответствующей строке и сравнение ее тега с адресом от центрального процессора для определения, является ли эта строка искомой.

На рис. 9.2 приведен пример структуры кэш-памяти с прямым отображением. Для простоты дана структура ОП, содержащей 16 строк данных, и кэш-память объемом в четыре строки.

Рис.9.2. Кэш-память с прямым отображением

Все строки основной памяти, имеющие S одинаковых младших разрядов , объединяются в подмножества, которые могут отображаться в кэше в строке с индексом, равным коду этих разрядов. В нашем примере индекс образуют два младших разряда адреса ОП. Следовательно, например, строки 1, 5, 9 и 13 могут находиться только в строке кэша с индексом 01 и ни в какой другой. В общем случае если разрядность адреса ОП равна N, а разрядность индекса – n, то адресные теги содержат оставшиеся N-n разрядов адреса строки.

Преимущество описываемой кэш-памяти состоит в простоте организации и низкой стоимости. Основной недостаток – ограниченное число комбинаций строк в кэше, что приводит к увеличению процента кэш-промахов. Например, строки 5 и 9 не могут одновременно находиться в кэш-памяти, даже если есть свободные места для других индексов.

Полностью ассоциативная кэш-память. В такой памяти любая строка ОП может находиться в любом месте кэш-памяти, причем в любой комбинации с другими строками. Комбинационные схемы сравнения СС1-СС4 (рис. 9.3) одновременно анализируют все теги строк, находящихся в кэше в данный момент, и сравнивают их с адресом, поступившим с шины адреса от процессора.

При кэш-попадании строка считывается в шину данных (ШД). При кэш-промахе происходит замещение строки в кэш-памяти на требуемую строку из ОП.

При кэш-попадании строка считывается в шину данных (ШД). При кэш-промахе происходит замещение строки в кэш-памяти на требуемую строку из ОП.

Преимущество данной памяти состоит в высокой скорости считывания. Недостаток – в сложности аппаратной реализации.

Множественно-ассоциативная кэш-память. Этот вид памяти является промежуточным между двумя рассмотренными выше. В нем сочетаются простота кэша с прямым отображением и скорость ассоциативного поиска.

Рис. 9.3. Полностью ассоциативная кэш-память

Кэш-память делится на непересекающиеся подмножества (блоки) строк. Каждая строка основной памяти может попадать только в одно подмножество кэша. Для поиска блоков используется прямое отображение, а для поиска внутри подмножества – полностью ассоциативный поиск. Число строк в подмножестве кэша определяет число входов (портов) самого кэша.

Если 2 n строк кэша разбивается на 2 s непересекающихся подмножеств, то S младших разрядов оперативной памяти показывают, в каком из подмножеств (индексов) должен вестись ассоциативный поиск. Старшие n-s разрядов адреса основной памяти являются тегами.

Если S=0, то получим одно подмножество, что соответствует полностью ассоциативной кэш-памяти. Если S=n, то получим 2 n подмножеств (то есть одна строка – одно подмножество). Это кэш-память с прямым отображением. Если 1£ S £ n-1, то имеем множественно-ассоциативную кэш-память.

На рис. 9.4 приведен пример кэша, где S=1, то есть имеются два подмножества кэш-памяти. Это двухвходовая множественно-ассоциативная кэш-память.

Физический адрес 1011, выработанный процессором, разделяется на индекс 1, равный младшему разряду, и тег 101. По индексу выбирается второе подмножество строк в кэш-памяти, а затем происходит ассоциативный поиск среди тегов строк выбранного подмножества. Найденная строка 11 с тегом 101 передается в шину данных (ШД). Ассоциативный поиск производится одновременно по всем тегам с помощью комбинационных схем сравнения СС1 и СС2.

В современных процессорах используется 4-х и 8-ми входовая кэш-память. Увеличение числа ее входов приводит к быстрому увеличению сложности аппаратной реализации той части кэша, которая обеспечивает ассоциативный поиск тегов.

Особенности записи и замещения информации
в кэш-памяти. Когерентность кэш-памяти

Обращение по чтению можно начинать сразу и к кэш, и к оперативной памяти. Тогда, если информация отсутствует в кэше, к моменту установления этого факта будет уже выполнена часть цикла обращения к ОЗУ, что может повысить производительность. Если информация имеется в кэше, то обращение к оперативной памяти можно остановить.

Читайте также:  Umbus перечислитель драйвер для windows 7

При обращении по записи используется два метода: запись производится только в кэш или сразу и в кэш, и в ОЗУ. Эти методы получили название алгоритмов обратной WB (Write Back) и сквозной записи WT (Write Through) соответственно. Второй из них более простой, но и более медленный, хотя и гарантирует, что копии одной и той же информации в кэше и оперативной памяти всегда совпадают. Большинство ранних процессоров Intel используют именно этот алгоритм.

Рис. 9.4. Множественно-ассоциативная кэш-память

Алгоритм обратной записи WB более быстрый. Передача информации в ОЗУ производится только тогда, когда на место данной строки кэша передается строка из другой страницы ОП, или при выполнении команды обновления содержимого кэша. Этот алгоритм требует более аккуратного управления, поскольку существуют моменты, когда копии одной и той же информации различны в кэше и ОП. Кроме того, не каждая строка изменяется за время своего пребывания в кэше. Если изменения не было, то нет необходимости переписывать строку обратно в оперативную память. Обычно используют флаг M (modified – изменена) в памяти тэгов. Он сбрасывается в «0» при первоначальной загрузке строки в кэш и устанавливается в «1» при записи в нее информации. При выгрузке строки из кэша запись в ОП выполняется только при единичном значении флага M.

При возникновении промаха контроллер кэш-памяти должен выбрать подлежащую замещению строку. Для прямого отображения аппаратные решения наиболее простые. На попадание проверяется только одна строка, и только эта строка может быть замещена. При полностью ассоциативной или множественно-ассоциативной организации кэш-памяти имеются несколько строк, из которых надо выбрать кандидата в случае промаха. Для решения этой задачи используют следующие специальные правила, называемые алгоритмами замещения:

FIFO (First In First Out – первый пришедший – первым выбывает);

LRU (Least Recently Used – дольше других неиспользуемый);

LFU (Least Frequently Used – реже других используемый);

Первый и последний методы являются самыми простыми в реализации, но они не учитывают, насколько часто используется та или иная строка кэш-памяти. При этом может быть удалена строка, к которой в самом ближайшем будущем будет обращение. Вероятность ошибки для указанных методов гораздо выше, чем у второго и третьего.

В алгоритме FIFO для замещения выбирается строка, первой попавшая в кэш. Каждая вновь размещаемая в кэше строка добавляется в хвост этой очереди. Алгоритм не учитывает фактическое ее использование. Например, первые загруженные строки могут содержать данные, требующиеся на протяжении всей работы. Это приводит к немедленному возвращению к только что замещенной строке.

Алгоритм LRU предусматривает, что для удаления следует выбирать ту строку, которая не использовалась дольше других. При каждом обращении к строке ее временная метка обновляется. Это может быть сопряжено с существенными издержками. Однако алгоритм LRU наиболее часто используется на практике. Недостаток его заключается в том, что если программа проходит большой цикл, охватывающий множество строк, может случиться так, что строка, к которой дольше всего не было обращений, в действительности станет следующей используемой.

Одним из близких к LRU является алгоритм LFU, согласно которому удаляется наименее часто использовавшаяся строка. При этом необходимо подсчитывать количество обращений к каждой строке и контролировать его. Может оказаться, что наименее интенсивно используется та строка, которая только что записана в кэш-память и к которой успели обратиться только один раз (в то время как к другим строкам обращались больше). Она может быть удалена, что является недостатком алгоритма LFU.

Содержимое кэш-памяти меняется под управлением процессора. При этом основная память может оставаться неизменной. С другой стороны, внешние устройства могут изменять данные в ОП в режиме прямого доступа. При этом кэш-память не меняет своих данных. Еще сложнее ситуация в мультипроцессорных системах, когда несколько процессоров обращаются к общей памяти. Возникает проблема когерентности кэш-памяти.

Вычислительная система имеет когерентную память, если каждая операция чтения по адресу, выполненная каким-либо устройством, возвращает значение последней копии по этому адресу независимо от того, какое из них производило запись последним. Проблема когерентности является наиболее важной для систем с обратным копированием

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9369 — | 7304 — или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Состояние отпатрулирована

Операти́вная па́мять (англ. Random Access Memory, RAM , память с произвольным доступом) или операти́вное запомина́ющее устро́йство (ОЗУ) — энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

Обмен данными между процессором и оперативной памятью производится:

  • непосредственно;
  • через сверхбыструю память 0-го уровня — регистры в АЛУ, либо при наличии аппаратного кэша процессора — через кэш.

Содержащиеся в полупроводниковой оперативной памяти данные доступны и сохраняются только тогда, когда на модули памяти подаётся напряжение. Выключение питания оперативной памяти, даже кратковременное, приводит к искажению либо полному разрушению хранимой информации.

Читайте также:  Рыба с запахом аммиака

Энергосберегающие режимы работы материнской платы компьютера позволяют переводить его в режим сна, что значительно сокращает уровень потребления компьютером электроэнергии. В режиме гибернации питание ОЗУ отключается. В этом случае для сохранения содержимого ОЗУ операционная система (ОС) перед отключением питания записывает содержимое ОЗУ на устройство постоянного хранения данных (как правило, жёсткий диск). Например, в ОС Windows XP содержимое памяти сохраняется в файл hiberfil.sys , в ОС семейства Unix — на специальный swap-раздел жёсткого диска.

В общем случае ОЗУ содержит программы и данные ОС и запущенные прикладные программы пользователя и данные этих программ, поэтому от объёма оперативной памяти зависит количество задач, которые одновременно может выполнять компьютер под управлением ОС.

Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) — техническое устройство, реализующее функции оперативной памяти. ОЗУ может изготавливаться как отдельный внешний модуль или располагаться на одном кристалле с процессором, например, в однокристальных ЭВМ или однокристальных микроконтроллерах.

Содержание

История [ править | править код ]

В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку аналитической машины. Одну из важных частей этой машины он называл «складом» (store), эта часть предназначалась для хранения промежуточных результатов вычислений. Информация в «складе» запоминалась в чисто механическом устройстве в виде поворотов валов и шестерней.

В ЭВМ первого поколения использовалось множество разновидностей и конструкций запоминающих устройств, основанных на различных физических принципах:

  • на электромагнитных реле;
  • на акустических линиях задержки;
  • на электронно-лучевых трубках;
  • на электростатических трубках.

В качестве ОЗУ использовались также магнитные барабаны, обеспечивавшие достаточно малое для ранних компьютеров время доступа; также они использовались в качестве основной памяти для хранения программ и данных.

Второе поколение требовало более технологичных, дешёвых и быстродействующих ОЗУ. Наиболее распространённым видом ОЗУ в то время стала память на магнитных сердечниках.

Начиная с третьего поколения большинство электронных узлов компьютеров стали выполнять на микросхемах, в том числе и ОЗУ. Наибольшее распространение получили два вида ОЗУ:

SRAM хранит бит данных в виде состояния триггера. Этот вид памяти является более дорогим в расчёте на хранение 1 бита, но, как правило, имеет наименьшее время доступа и меньшее энергопотребление, чем DRAM. В современных компьютерах часто используется в качестве кэш-памяти процессора.

DRAM хранит бит данных в виде заряда конденсатора. Однобитовая ячейка памяти содержит конденсатор и транзистор. Конденсатор заряжается до более высокого или низкого напряжения (логические 1 или 0). Транзистор выполняет функцию ключа, подключающего конденсатор к схеме управления, расположенного на том же чипе. Схема управления позволяет считывать состояние заряда конденсатора или изменять его. Так как хранение 1 бита информации в этом виде памяти дешевле, DRAM преобладает в компьютерах третьего поколения.

Статические и динамические ОЗУ являются энергозависимыми, так как информация в них теряется при отключении питания. Энергонезависимые устройства (постоянная память, ПЗУ) сохраняют информацию вне зависимости от наличия питания. К ним относятся флэш-накопители, карты памяти для фотоаппаратов и портативных устройств и т. д.

В устройствах управления энергозависимой памяти (SRAM или DRAM) часто включают специальные схемы для обнаружения и/или исправления ошибок. Это достигается введением избыточных битов в хранимые машинные слова, используемые для проверки (например, биты чётности) или коррекции ошибок.

Термин RAM относится только к устройствам твёрдотельной памяти SRAM или DRAM — основной памяти большинства современных компьютеров. Для оптических дисков термин DVD-RAM не совсем корректен, так как, в отличие от дисков типа CD-RW или DVD-RW, старые данные не должны стираться перед записью новых. Тем не менее, информационно DVD-RAM больше похож на жёсткий диск, хотя время обращения к нему намного больше.

ОЗУ современных компьютеров [ править | править код ]

ОЗУ большинства современных компьютеров представляет собой модули динамической памяти, содержащие полупроводниковые ИС ЗУ, организованные по принципу устройств с произвольным доступом. Память динамического типа дешевле, чем статического, и её плотность выше, что позволяет на той же площади кремниевого кристалла разместить больше ячеек памяти, но при этом её быстродействие ниже. Статическая память, наоборот, более быстрая память, но она и дороже. В связи с этим основную оперативную память строят на модулях динамической памяти, а память статического типа используется для построения кэш-памяти внутри микропроцессора.

Память динамического типа [ править | править код ]

Экономичный вид памяти. Для хранения разряда (бита или трита) используется схема, состоящая из одного конденсатора и одного транзистора (в некоторых вариантах два конденсатора). Такой вид памяти, во-первых, дешевле (один конденсатор и один транзистор на 1 бит дешевле нескольких транзисторов триггера), и, во-вторых, занимает меньшую площадь на кристалле (там, где в SRAM размещается один триггер, хранящий 1 бит, можно разместить несколько конденсаторов и транзисторов для хранения нескольких бит). Но DRAM имеет и недостатки. Во-первых, работает медленнее, поскольку, если в SRAM изменение управляющего напряжения на входе триггера сразу очень быстро изменяет его состояние, то для того, чтобы изменить состояние конденсатора, его нужно зарядить или разрядить. Перезаряд конденсатора гораздо более длителен (в 10 и более раз), чем переключение триггера, даже если ёмкость конденсатора очень мала. Второй существенный недостаток — конденсаторы со временем разряжаются. Причём разряжаются они тем быстрее, чем меньше их электрическая ёмкость и больше ток утечки, в основном, утечка через ключ.

Именно из-за того, что заряд конденсатора динамически уменьшается во времени, память на конденсаторах получила своё название DRAM — динамическая память. Поэтому, дабы не потерять содержимое памяти, заряд конденсаторов периодически восстанавливается («регенерируется») через определённое время, называемое циклом регенерации (обычно 2 мс). Для регенерации в современных микросхемах достаточно выполнить циклограмму «чтения» по всем строкам запоминающей матрицы. Процедуру регенерации выполняет процессор или контроллер памяти. Так как для регенерации памяти периодически приостанавливается обращение к памяти, это снижает среднюю скорость обмена с этим видом ОЗУ.

Читайте также:  В рулетке общее количество лунок

Память статического типа [ править | править код ]

ОЗУ, которое не надо регенерировать (обычно схемотехнически выполненное в виде массива триггеров), называют статической памятью с произвольным доступом или просто статической памятью. Достоинство этого вида памяти — скорость. Поскольку триггеры являются соединением нескольких логических вентилей, а время задержки на вентиль очень мало, то и переключение состояния триггера происходит очень быстро. Данный вид памяти не лишён недостатков. Во-первых, группа транзисторов, входящих в состав триггера, обходится дороже, чем ячейка динамической памяти, даже если они изготавливаются групповым методом миллионами на одной кремниевой подложке. Кроме того, группа транзисторов занимает гораздо больше площади на кристалле, чем ячейка динамической памяти, поскольку триггер состоит минимум из 2 вентилей (шести-восьми транзисторов), а ячейка динамической памяти — только из одного транзистора и одного конденсатора. Используется для организации сверхбыстродействующего ОЗУ, обмен информацией с которым критичен для производительности системы.

Логическая структура памяти в IBM PC [ править | править код ]

В реальном режиме память делится на следующие участки:

память прерывание кэш алгоритм

Кэш-память — это память, используемая процессором, для временного хранения данных, которые наиболее часто используются. Экономически приемлемое решение этой проблемы было предложено М. Уилксом в 1965 году в процессе раз работки ВМ Atlas и заключается оно в использовании двухуровневой памяти, когда между ОП и процессором размещается небольшая, но быстродействующая буферная память. В процессе работы такой системы в буферную память копируются те участки ОП, к которым производится обращение со стороны процессора. В общепринятой терминологии — производится отображение участков ОП на буферную память. Выигрыш достигается за счет ранее рассмотренного свойства локальности — если отобразить участок ОП в более быстродействующую буферную память и переадресовать на нее все обращения в пределах скопированного участка, можно добиться существенного повышения производительности ВМ.

Емкость. Выбор емкости кэш-памяти — это всегда определенный компромисс. С одной стороны, кэш-память должна быть достаточно мала, чтобы ее стоимостные показатели были близки к величине, характерной для ОП. С другой — она должна быть достаточно большой, чтобы среднее время доступа в системе, состоящей из основной и кэш-памяти, определялось временем доступа к кэш-памяти. В пользу уменьшения размера кэш-памяти имеется больше мотивировок. Так, чем вместительнее кэш-память, тем больше логических схем должно участвовать в ее адресации. Как следствие, ИМС кэш-памяти повышенной емкости работают медленнее по сравнению с микросхема ми меньшей емкости, даже если они выполнены по одной и той же технологии. Реальная эффективность использования кэш-памяти зависит от характера решаемых задач, и невозможно заранее определить, какая ее емкость будет действительно оптимальной. Рисунок 5.25, а иллюстрирует зависимость вероятности промахов от емкости кэш-памяти для трех программ А, В и С [195]. Несмотря на очевидные различия, просматривается и общая тенденция: по мере увеличения емкости кэш-памяти вероятность промахов сначала существенно снижается, но при достижении определенного значения эффект сглаживается и становится не существенным. Установлено, что для большинства задач близкой к оптимальной является кэш-память емкостью от 1 до 512 Кбайт.

  • 2) Метод отображения. Так как количество строк Кэш памяти гораздо меньше, чем количество блоков памяти, необходимо установить соответствие между строкой КЭШ и строкой в оперативной памяти (ОП). Установление соответствие и называется функцией отображения.
  • · Прямое — за определенным блоком закреплена определенная строка кэш-памяти. Чем короче тэг, тем быстрее доступ. 7 разрядов тэга.
  • · Полностью ассоциативное — в любую строку кэша отображается любой блок ОЗУю. 14-Разрядный тэг.
  • · Множественно ассоциативное — кэш тэгов и данных разбивается на V модулей, в каждом K входов. Зависимость между модулями и блоками как при прямом отображении. Размещение блоков ОЗУ внутри модуля произвольное. Для поиска используется ассоциативный принцип.
  • 3) Алгоритм замены строк в КЭШ

LRU — least recently used — заменяется строка, к которой дольше всего не обращался процессор.

LFU — least freguently used — заменяется, прежде всего, используемая строка

FIFO — first in, first out — заменяется строка, записанная в КЭШ раньше остальных

Случайный — выбирается случайным образом строка КЭШ.

Бит использования (удалять если бит =0) Признаки: U,W,Z.

4) Обеспечивание целостности информации.

Сквозная запись — все операции записи дублируются в ОП

Обратная запись — процессор вносит изменения только в свой КЭШ и информация записывается в ОП только по окончания процесса. Минимизирует количество обращений к ОП.

  • 5) Размер блока. (2-8 слов)
  • 6) Структурная и архитектурная организация блока.

Количество уровней в иерархии

Емкость КЭША растет по мере перехода от более верхнего уровня к более низкому

Если организуется единый массив КЭШ памяти, то упрощаются схемы контроллеров КЭШ, а при организации сегментированной организации массива, возможно параллельно обрабатывать команды и данные.

В системе с основной памятью и кэшем процессор обращается сперва в кэш, а если в нем не обнаружится нужных данных (кэш-промах), обратится в основную память.

Оцените статью
Добавить комментарий