Фотоаппараты со светосильной оптикой

Фотоаппараты со светосильной оптикой

Решив выбрать новый объектив к своему зеркальному фотоаппарату, стоит определиться, какими параметрами он должен обладать. Среди важных моментов, значительно влияющих на качество результата – светосила объектива. Что такое светосила фотообъектива, какие задачи она помогает решить, какая оптика относятся к светосильным и другие вопросы далее в статье.

Что такое светосила объектива

От того, насколько светосильный объектив использует фотограф, зависит количество света, попадающее на матрицу фотоаппарата. Светосила (обозначается буквой f) показывает, насколько мощный поток света достигнет цели. Ведь стекло или пластик, из которого изготавливают объективы, не полностью прозрачно и часть светового потока рассеивается по пути к матрице. Свет преломляется в разных направлениях, часть его поглощается линзами.

Чем шире открыта диафрагма, тем больше света она может пропустить. Светосилу указывают из расчета диаметра максимально открытой диафрагмы и фокусного расстояния до объекта съемки. Чем это соотношение меньше, тем выше светосила.

От количества света, попавшего на матрицу, зависят:

  • глубина резкости изображения;
  • возможность создать качественный снимок даже при недостаточном количестве света.

Глубина резкости

Светосильные объективы позволяют сильнее выделить резкостью только главные объекты. Например, при съемке портретов. Количество объектов, находящихся в резкости определяется глубиной резко изображаемого пространства – ГРИП. Окружающий фон красиво размывается, создавая вокруг объекта съемки так называемое боке. Это позволяет избавиться от ненужных деталей, скрыть непривлекательный фон. Такие кадры во многих случаях выглядят намного более эффектно.

Качество даже при недостатке света

При недостатке освещения фотограф может изменить в фотоаппарате 3 основные настройки: светосилу (ISO), выдержку и светочувствительность оптики (диафрагмой). При этом выдержку можно менять лишь до определенных значений, чтобы не получить смазанный кадр – «шевеленку». Высоко поднятые значения светочувствительности способны ухудшить качество кадра, так как появится цифровой шум. Остается использование светосилы, то есть максимальное открытие диафрагмы. Этот показатель не ухудшит качество снимка и выручит в данной ситуации.

Какая оптика считается светосильной

Светосильные объективы еще называют быстрыми и светлыми. К этому типу оптики относятся модели, в которых максимально открытая диафрагма (f) начинается от 2.8. Например, Sigma 17-50mm F2.8. Диафрагма может открываться еще шире, как в портретных фиксах Nikon 50mm F1.4G.

Существуют и суперсветосильные объективы. Например, Nikon 50mm F1.2 MF.

При этом новичкам стоит учитывать, что лучше не открывать диафрагму до максимума, указанного на оптике. Например, при указанной f1.4 рабочая светосила начинается примерно с f1.8 и даже f 2.0. А при показателях f1.4 не совсем четким может оказаться даже главный объект в кадре.

Достоинства и недостатки

Фотоаппараты, оснащенные оптикой с высокой светосилой, дают очень много преимуществ и некоторые недостатки.

Преимущества

  • Высокое качество и яркость фотографий;
  • Возможность получать светлые и эффектные кадры даже при недостатке света;
  • Съемка на коротких выдержках «с рук» при любом освещении;
  • Быстрота работы автоматической фокусировки некоторых типов, что особенно выручает при использовании светофильтров;
  • Красивое боке, позволяющее делать художественные портреты даже при отсутствии подходящего фона;
  • Возможность создавать оригинальные снимки. Например, при съемке портрета фокусироваться на глазах, а остальную часть лица оставлять размытой;
  • Съемка при низкой светочувствительности (ISO) без опасения, что кадр будет испорчен цифровым шумом;
  • Светлая и яркая картинка в видоискателе, что облегчает поиск удобного ракурса и фокусировку. Особенно, если фокусироваться вручную. Не приходится сильно щуриться, напрягая зрение.

Недостатки

  • Главный минус светосильных стекол – их дороговизна. Особенно, если речь идет о зум объективах – то есть, оптике с переменным фокусным расстоянием. Светосильные фиксы, например Nikon 50mm F1.4G, стоят дешевле. Но тогда придется обзавестись дополнительным объективом, ведь фиксированное расстояние подходит далеко не для всех видов съемки. Оно отлично подходит для съемки портретов, но не справится с репортажной. Особенно, если снимаемые объекты находятся на большом расстоянии от фотоаппарата. В таком случае без зума не обойтись;
  • Также недостатком можно считать сильное размытие окружающих объектов при съемке на максимальных значениях диафрагмы. Особенно, когда по задумке фотографа резкими должны быть сразу несколько объектов, а условия съемки, например, освещение, не позволяют сильно закрыть диафрагму для увеличения ГРИП.

Когда светосильный объектив необходим

Любители, которые снимают только бытовые сюжеты и не стремятся развиваться в фотоискусстве, вполне могут обойтись более дешевой оптикой и показатель светосилы не так важен. Профессионалам фотоаппараты со светосильными объективами пригождаются в следующих ситуациях:

  • При съемке спортивных соревнований или диких животных. В данном случае важно установить максимально короткую выдержку, чтобы движущиеся с большой скоростью объекты не оказались смазанными.
  • Для съемки профессиональных кадров вечером или ночью. В таких условиях без хорошей светосилы объектива не обойтись. Светосильные объективы помогают уловить и использовать даже слабое освещение объектов.
  • Для компенсирования низкой светочувствительности матрицы фотоаппарата. Светосила способна сгладить такой недостаток камеры.
  • Для создания качественных фоторепортажей в помещениях с недостаточным освещением. Например, в ночных клубах, ресторанах, на показах моды или танцевальных состязаниях.
Читайте также:  Лучшие ноутбуки до 70000 рублей

Просветление и светосила – разные понятия

При просмотре данных об объективе важно не путать просветление линз и общую светосилу стекла. В современных фотоаппаратах часто используется специальное покрытие для оптических линз. Оно уменьшает количество паразитных пучков отраженного света, возникающее между ними. Такое покрытие называется просветлением. Оно улучшает четкость и контрастность получаемых снимков. Но оно не имеет ничего общего со светосилой, позволяющей проходить большому количеству света через линзы и диафрагму.

Какой светосильный объектив выбрать

В целом оптика с высокой светосилой делится на 2 типа: фиксы и объективы с переменным фокусным расстоянием.

Фиксы отлично подходят для студийной съемки, где можно легко менять расстояние до объекта, перемещаясь по залу. А модель при этом статична. Фиксированные объективы хороши качеством картинки. В их конструкции меньше оптических элементов, что уменьшает число искажений.

Новички чаще всего выбирают оптику с фиксированным фокусным расстоянием от 50 до 55 мм, имеющих светосилу от 2.8 до 1.4. Такие объективы еще называют «полтинниками». Их можно найти в линейках всех самых известных производителей фототехники. Этих параметров вполне достаточно, если у фотографа нет стремления заниматься предметной или ночной съемкой.

На втором месте по популярности фиксы с фокусным расстоянием 30 и 35 мм. Они относятся к широкоугольным и подходят для большого количества задач. Но при этом они слегка деформируют перспективу, что неблагоприятно отражается на портретной съемке.

Те, кто специализируется на крупно плановых портретах, предпочитают фиксы с фокусным расстоянием 85 и 135 мм. А чем больше фокусное расстояние оптики, тем больше эффект боке.

Среди стекол с переменным фокусным расстоянием наиболее популярны модели с фокусным расстоянием 17-55 мм. Добавив к ним оптику с расстоянием 70-200, можно уверенно снимать качественные репортажи. При наличии конечно же навыков репортажной съемки.

Светосила – важный параметр в объективе. Она помогает делать качественные снимки даже в сложных условиях, например, при недостатке света. Однако светосильная оптика стоит недешево, а в случае с фиксами, скорее всего, понадобится и не одна – с разными фокусными расстояниями. Поэтому новичок может сначала опробовать свои силы на более дешевых моделях. В дальнейшем станет ясно, нужен ли вам светосильный объектив или с поставленными задачами справляется и обычная китовая (комплектные) оптика.

Вы любите фотографировать? Вы хотите делать по-настоящему интересные снимки? Вы стремитесь снимать лучше и лучше? Но фотография для Вас не профессия (по крайней мере, пока), а только увлечение, и Вы не готовы тратить сотни тысяч на аппаратуру и оборудование студии? Давайте вместе учиться, как можно получить максимум от наших любительских камер!

Linkbar

25 января 2013 г.

Светосильные компакты

Отличительной особенностью топовых моделей компактов, помимо набора ручных настроек и возможности съемки в RAW, всё чаще становится повышенная светосила объектива.

Вот несколько примеров (всё это модели, выпущенные в конце 2012-начале 2013 года):

Canon Powershot G15

  • 1/1,7-дюймовая CMOS-матрица (12 мегапикселей);
  • ISO 80–12800;
  • выдержка 15–1/4000 с;
  • оптический видоискатель, что в последнее время, к сожалению, стало редкостью;
  • множество интересных функций;
  • вполне соответствующие слову «компакт» габариты (107 x 76 x 40 мм) и масса (352 г);
  • и — объектив: с пятикратным зумом, эквивалентным 28–140 мм (6,1–30,5 мм), и светосилой f/1.8-f/2.8.

Canon PowerShot G15 на Ozon
(цена по данным Яндекс-Маркет — от 14 до 24 тыс. р)

Nikon Coolpix P7700

  • Те же 12 мегапикселей на матрице размером в те же 1/1,7 дюйма;
  • несколько более скромная чувствительность ISO 80-3200 (расширяемая до 6400);
  • сходный диапазон выдержек — от 1 (в ручных режимах от 60) до 1/4000 с;
  • не слишком отличаются и габариты с массой: 119 x 73 x 51 мм и 392 г.
  • а вот оптического видоискателя здесь нет, что может стать существенным неудобством при использовании на «длинном конце» 7-кратного зум объектива — 6,0–42,8 мм (ЭФР — 28–200 мм);
  • при такой кратности зума не удивительно, что светосила несколько меньше — f/2–f/4.

Nikon Coolpix P7700 на Ozon
(цена по данным Яндекс-Маркет — от 14 до 18 тыс. р)

Olympus Stylus XZ-2

Понятно, что я не мог не упомянуть аппарат Olympus.

Характеристики очень схожи:

  • матрица того же размера и с тем же разрешением;
  • единственная из 7 камер этого обзора имеет тачскрин, позволяющий быстро указывать точку фокусировки;
  • ISO 100–12800;
  • диапазон выдержек 1/2000 — 60 с;
  • размеры 113 x 66 x 48 мм;
  • масса 346 г.

А вот зум всего 4-кратный: 6-24 мм (ЭФР 28-112 мм). При светосиле f/1.8-f/2.5.

Olympus Stylus XZ-2 на Ozon
(цена по данным Яндекс-Маркет — от 19 до 22 тыс. р)

Читайте также:  Iphone se фото с фронтальной камеры

Sony Cyber-Shot DSC-RX100

Этот фотоаппарат отличается большой (для компакта) матрицей — 1 дюйм, с разрешением 20 мегапикселей. Но вот светосила его 4-кратного зум-объектива на длинном конце падает аж до f/4,9.

Sony Cyber-Shot DSC-RX100 на Ozon
(цена по данным Яндекс-Маркет — от 21 до 31 тыс. р)

Другие

Сходные по характеристикам камеры выпустили и другие производители. Не буду утомлять еще одним повтором почти одинаковых цифр, просто перечислю модели:

  • Panasonic Lumix DMC-LX7 (на Ozon; цена по данным Яндекс-Маркет — от 13 до 21 тыс. р)
  • Fujifilm XF1 (на Foto.ru; цена по данным Яндекс-Маркет — от 16 до 19 тыс. р)
  • Samsung EX2F (на Foto.ru; цена по данным Яндекс-Маркет — от 13 до 16 тыс. р)

Заметно выделяется среди них только Fujifilm XF1 — дизайном в ретро-стиле и большей примерно на 30% (по площади) матрицей размера 2/3 дюйма.

Зачем это нужно?

И вот теперь возникает вопрос, вынесенный в подзаголовок. Действительно, что даст фотолюбителю это увеличение светосилы по сравнению с типичным f/2,8..f/3,5 на широком конце и f/5,6..f/6,3 на длинном?

В первую очередь, это, конечно, потенциальный выигрыш в 1-1,5 стопа экспозиции. Значит, при прочих равных, можно использовать меньшее ISO. Следовательно, получить меньший уровень шума, что для компактов весьма существенно. Либо укоротить выдержку — и «заморозить» движение в более сложных условиях.

Теоретически, должна быть и вторая выгода: шире открытая диафрагма дает меньшую глубину резкости и, стало быть, шанс размыть фон.

Очень наглядно эти две выгоды демонстрирует Olympus на страничке, посвященной Stylus XZ-2 (потратьте минутку, советую!). Однако, сдается мне, эффект размытия там. хм, немного преувеличен 😉

Лично мне из всех этих камер наиболее привлекательной по соотношению цена/функции кажется Canon Powershot G15. Заманчивый вариант на роль «камеры, которая всегда с собой».

Интересно было бы услышать другие мнения — по поводу таких светосильных компактов вообще, и о предпочтительной модели в частности. Пишите комментарии!

Три кита, на которых стоит Olympus XZ-1 — это 4x кратный светосильный объектив iZuiko, большая (1/1.63”) CCD-матрица c разрешением 10 мегапикселей, а также мощный процессор True Pic V. К слову, установленный объектив — самый светосильный среди объективов компактных камер, и к тому же первый объектив компании-партнера Olympus, изготовленный как несменная оптика на компактную камеру. Все эти характеристики позволяют камере с успехом фотографировать даже в самых неблагоприятных для съемки условиях.

Olympus XZ-1: вид спереди

Несколько лет назад компания Lumix выпустила модель LX3. Она отличалась желанным набором: большим сенсором, светосильной оптикой, приятным дизайном и расширенными возможностями ручной настройки. Фотоаппарат пользовался небывалой популярностью, и, глядя на успех устройства, активизировались конкуренты — Canon возобновила выпуск фотоаппаратов компактной серии PowerShot S, а Samsung выпустила модель EX-1 с поворотным дисплеем. Olympus XZ-1, в свою очередь, нацелена на фотографов-любителей, не желающих идти на компромисс в качестве изображения даже при сложных условиях освещения. Богатые настройки и компактный корпус лишь дополняют целостный образ камеры. Так что, несмотря на дешевеющие зеркальные камеры и хорошие альтернативы в сегменте беззеркальных фотоаппаратов, просьюмеры сейчас находится на подъеме, а выпуск Olympus XZ-1 — очередное подтверждение.

Технические характеристики

Класс компактная камера
Матрица CCD 1/1.63’’, 10 мегапикселей, 3664×2752
Объектив несменный, ЭФР 28-112 мм, F/1.8-2.5
Форматы фотографий RAW, JPEG
Форматы видео Motion JPEG, 1280×720, 30 fps
Диапазон чувствительности ISO 100 — 6400
Диапазон выдержек 1/2000 — 60 c
Вспышка встроенная, ведущее число 8.6 м при ISO 800, разъем hot shoe для подключения внешней вспышки
Видоискатель отсутствует
Экран OLED, диагональ 3’’, разрешение 614 000 точек
Память 55 МБ + слот SD/SDHC/SDXC
Интерфейсы USB 2.0, HDMI
Аккумулятор 900 мАч
Размеры и вес 111 х 65 х 42 мм, 275 г
Цена 18 990 руб.

Характеристики фотоаппарата действительно неплохо выглядят на фоне аналогичных решений конкурентов. Отдельно хотелось бы выделить OLED-дисплей и светосильный объектив iZuiko. В комплекте поставки Olympus XZ-1 можно найти нашейный ремень, USB-кабель, видеокабель, инструкцию, сетевой адаптер и отдельную крышку на объектив (большая редкость в сегменте компактных камер).

Дизайн и эргономика

Внешне фотоаппарат похож на классическую ультракомпактную модель; о серьезных возможностях съемки говорят только большой объектив и разъем для подключения внешней вспышки. Очертания корпуса имеют некоторое сходство с фотоаппаратами Olympus PEN E-PL1 и E-PL2. Камера выпускается в двух цветах — серебристом и черном, оба варианта выглядят неплохо. Корпус изготовлен из металла с матовым напылением, не подвержен загрязнениям и царапинам. Материал очень прочный, даже при сильном сдавливании устройство не скрипит.

Olympus XZ-1: лицевая панель

На лицевой части камеры можно обнаружить сам объектив в металлической оправе, лампу подсветки автофокуса и небольшой шильдик, подчеркивающий светосилу объектива — F1.8 в широкоугольном положении. Оптика защищена стильной металлической крышкой и обрамлена титановым кольцом.

Читайте также:  Сбербанк личный кабинет клиента московская область вход

Olympus XZ-1: титановое кольцо на объективе

Это кольцо — дополнительный орган управления; в зависимости от режима съемки и настроек оно отвечает за изменение выдержки, диафрагмы, ISO, ART-фильтров. К сожалению, ручной фокусировкой управлять кольцом нельзя — тут камера проигрывает возможностям Canon PowerShot S95.

Olympus XZ-1: вид сверху

На верхней панели можно обнаружить утопленную в корпус встроенную вспышку, она возводится защелкой на тыльной части корпуса. Там же — горячий башмак для установки внешних вспышек, ну а под ним находится электронный порт для подключения аксессуаров Micro Four Thirds.

На ручке камеры — кнопка включения-выключения, клавиша съемки, обрамленная кольцом зумирования, и скроллер переключения режимов съемки. В первую очередь хочется выделить режимы ручной съемки P/A/S/M, настраиваемый пользователем режим С, съемку при слабом освещении (проиллюстрирована свечой), набор сюжетных программ и набор ART-фильтров. Ни один фотоаппарат не обходится без автоматического режима съемки. В данном случае это фирменный iAUTO, распознающий снимаемые сцены.

Olympus XZ-1: разъемы USB и HDMI скрыты пластиковой заглушкой

На тыльной стороне устройства — пластиковая заглушка, под которой спрятаны USB и HDMI разъемы. На боках XZ-1 расположены металлические ушки для нашейного ремешка.

Olympus XZ-1: нижняя часть

Батарея и карта памяти устанавливаются в совмещенный отсек на днище камеры. Там же расположено и металлическое крепление для установки на штатив. Почти вся задняя поверхность устройства занята 3” OLED-дисплеем. Справа от него имеется мягкая прокладка из матовой резины и кнопка включения видеозаписи.

Olympus XZ-1: клавиши управления

Ниже — кнопка перехода в режим просмотра. При выключенной камере перейти в режим просмотра можно длительным удерживанием кнопки, при этом камера включается, однако объектив не выдвигается.

Экран, видоискатель

Ни оптического, ни электронного видоискателя в фотоаппарате нет, однако можно подключить отличный наклонный видоискатель разрешением 1 440 000 пикселей через соответствующий порт расширения. Туда же можно установить и внешний стереомикрофон.

Olympus XZ-1: OLED-дисплей и задняя часть фотоаппарата

Установленный OLED-дисплей характеризуется разрешением 614 000 пикселей. Практически аналогичный монитор установлен на Samsung EX-1, только там он поворотный. OLED-дисплей примечателен прежде всего низким энергопотреблением, и прекрасной цветопередачей, глубоким черным цветом. К тому же углы обзора дисплея Olympus XZ-1 близки к 180 градусам. Информация с экрана хорошо читается даже на ярком солнце. Однако у OLED-технологии есть один явный недостаток: органические пигменты не способны передавать чистый белый (RGB 255 255 255) цвет, вместо этого будет немного сероватый оттенок.

Функционал камеры

Набор возможностей у камеры типичен для своего класса. В числе основных возможностей –съемка видео в HD (даже с программной обработкой ART- фильтрами), съемка фотографий в формате RAW и ручные настройки выдержки/диафрагмы.

Olympus XZ-1 во включенном состоянии

Благодаря светосильной оптике XZ-1 хорошо снимает в сумерках и в помещении без необходимости возводить вспышку. Большой CCD-сенсор не поддерживает скоростную серийную съемку, но выдает отличное изображение на низких ISO и просто хорошее — до ISO 800. С другой стороны, фотоаппарат со светосильной оптикой и ограниченной в 1/2000 с выдержкой — настоящая проблема в солнечный день. Поэтому в Olympus установили стандартный фильтр нейтральной плотности (-3 EV), благодаря которому можно пользоваться и большими выдержками при мощном освещении и открытой диафрагме. Еще одна проблема светосильной широкоугольной оптики — появление бликов на объективе при определенных условиях съемки (ярких источниках света и солнца в кадре). Тут бы, конечно, не помешала бленда, но ее в комплекте нет.

Как и многие другие производители, компания Olympus реализовала в XZ-1 функцию съемки панорам. На CMOS-сенсорах это делается через видеорежим, а в случае CCD — просто покадровой склейкой. Качество склейки зависит от снимаемой сцены: если нет движущихся предметов и вы ориентируетесь по композиционным линиям, проблемы исключены. Склейка панорам в камере достаточно долгая — может достигать и двадцати секунд.

Ну и раз мы заговорили о скорости, то стоит отметить и длительное время включения камеры — около двух секунд. Зумирование с минимального на максимальное фокусное занимает около 1.5 секунд, но это сглаживает множество промежуточных положений фокусного расстояния (не менее 10 позиций, что для четырехкратного объектива очень неплохо).

Ручное управление вспышкой также заслуживает похвалы. Кроме срабатывания в полную мощность, можно выставлять импульсы в 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64 мощности. Это дает широчайшие возможности использования вспышки, как при макросъемке, так и при съемке портретов. Контроль внешних вспышек — еще одна уникальная характеристика фотоаппарата Olympus.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector