Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике

Тексты для проведения орфографических диктантов.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для проведения орфографических диктантов»

1. Правописание корней с чередующимися гласными

Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы дальних молний бли­стали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой склонен­ную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажи­гая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопущенный полог кровати было видно, как за окном вымокнувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в при­дорожную канаву.

Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших про­центах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжи­мала его сердце со все возрастающей силой.

И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки заго­релись ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сло­жился в его голове. Потирая от удовольствия руки, он под­скочил к столу, схватил перо и, обмакнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом само­варе, стоявшем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную пе­ченку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень ис­кусным танцором и, совершив один не совсем удачный ска­чок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мяг­кой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что не бережен­ного бог не бережет», — чертыхнулся черт чертовской посло­вицей.

Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кри­чал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ во­ров», — убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать гла­за открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа при­влек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее на­стежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!», — сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? — диким голосом завыл вдруг Давидо­вич. — Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендан­тши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» — спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» — провыл Давидович зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» — подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.

4. Правописание приставок пре- и при-

Преодолевая ставшее уже привычным чувство страха, гос­подин Приставкин приближался к последнему препятствию на своем пути — дверям, преданно охраняемым престарелым привратником. Приятельски хлопнув привратника по пред­плечью, Приставкин хотел уже войти в приемную президен­та, но тут из кармана предательски высунулся предохрани­тель гранаты. Привратник приоткрыл левый глаз и, неопределенно хмыкнув, преградил преступнику путь.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

на уроках русского языка и литературы

в условиях современного подхода к уроку развивающего и традиционного обучения.

Учитель русского языка и литературы

Сейчас вся наша педагогическая наука ориентирована на новый подход к уроку в целом и к роли ученика на уроке. Все современные технологии: и личностно-ориентированная технология, и технология опережающего обучении, и технология развивающего обучения, и технология адаптированной школы, и другие технологии — направлены не просто на изучение и закрепление знаний, умений и навыков, но и на всестороннее развитие личности ученика, на развитие его творческого потенциала, неординарности поведения, на приучение ребенка к самостоятельному поиску ответа, размышлению, к активному свободному обучению и общению, установлению контактов, на развитие способностей и умений, которые могут применяться в других ситуациях и условиях, умению адаптироваться в разных условиях,

Считаю, что игровые технологии отвечает решению этих целей и задач.

Игра может занимать весь урок. Учебный процесс строится на основе игры.

Надо сказать, что в развивающем обучении используется технология моделирующего обучения, которая и предполагает использование ролевой игры (сказано в книге «Современный урок» , ).

Игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений.

Читайте также:  Как поменять язык в гугл плей

Этапы учебного процесса на основе игры:

— ориентация. Знакомство с темой, основными положениями, правилами игры.

-подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, ролях, игровых процедурах и т. д.

-игры-драматизации (турниры, дуэли, балы, инсценировки)

-игры имитации реальной деятельности (строители, конструкторы, суды)

— коммуникативные игры (диалоги, дискуссии)

— игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств)

-состязательные игры( КВН, соревнования, Что? Где? Когда?, эстафеты, конкурс)

Можно использовать игру как элемент урока для достижения поставленных вами задач.

Я использую разные виды игр- учебные, аналитические, ассоциативные, языковые, творческие, контекстные ( классификация из книги Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка» Москва «Мирос»).

Считаю, что в игре рождается принцип свободного обучения, творческое начало. Цель игр – развивать определенную грань способностей, навыков и умений.

Учебные игры помогают закрепить учебный материал и приобрести навык применения знаний.

Очень простая и в то же время очень результативная игра ( особенно в среднем звене, когда идет формирования орфографического навыка):

«Проверки» — найти за отведенное время как можно больше проверочных слов к заданному. Например, кто за минуту придумает больше слов, для которых проверочным будет слово ДОМ. Найти проверочные слова к слову – наслаждаться ( сладость, сладкий, сладенький, услада) за определенное количество времени.

или привести как можно больше пар «проверяемое слово – проверочное слово» заданного типа: река-реки, вода-воды, нога — ноги

вставать –встать, давать-дать, бросать-бросить..

Ребята обязательно должны уметь находить проверочные слова, мы требуем это постоянно, но результат не всегда высокий, а этот прием позволяет в игровой, состязательной форме выработать нужный навык ученика.

«Мнемоника» — конкурсы на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить то, что необходимо – слова исключения, правила, сложные термины. Это могут быть стихи, афоризмы, зрительные образы, ассоциации: цыган ходил на цыпочках, цыпленку цыкал — ЦЫЦ. То, либо, нибудь – черточку не забудь. Это могут быть схемы для запоминания какого-либо правила.

«Ассорти-текст» — предлагается сочинить связный текст, в который должно быть включено как можно больше слов, содержащих одну или несколько заданных орфограмм.

( тексты типа : чопорный черт в шелковой одежонке сидел на жестком диване Ии пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти кумачового цвета.

Именинник бешено вопил, исступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа.

Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы блистали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала с каждой минутой, а граф все сидел, подперев склоненную голову… )

«Конструктор» — за отведенное время составить как можно больше слов (предложений) по заданной схеме. Особенно эффективна при изучении разделов «Состав слова. Словообразование», «Синтаксис и пунктуация».

Аналитические игры развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, общее и различное.

«Продолжить ряд». Предлагается некоторый ряд из нескольких элементов, надо его продолжить в правильной закономерности, о чем и должны догадаться участники игры. Апельсин, банан, виноград…? Далее должно быть слово название фрукта на букву Г ( при повторении алфавита в 5-м классе)

Уши, ноги, плечи…- назвать парные предметы —руки, глаза..

Ворота, чернила, ножницы – слова, не имеющие ед. числа плоскогубцы.

При изучении темы «Имена существительные, употребляющиеся в форме только ед. или только мн. Числа», продолжить ряд конкретных, отвлеченных, вещественных существительных или при изучении разрядов прилагательных, глаголов, причастий. Может использоваться при изучении Морфологии, словообразования, лексики в любом классе в зависимости от поставленной учителем цели.

«Пропорции» — развивает способность видеть связи между явлениями, скрытые и очевидные (война / смерть – мир/(жизнь), лицо/портрет – природа /(пейзаж) .

«Применение» — выбирается предмет, игроки должны по очереди ответить на вопрос: как его можно применить. Повторяться нельзя, игра на выбывание. Можно использовать при изучении частей речи, их признаков и употребления в речи.

Ассоциативные игры развивают интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску. Используются на уроках развития речи по русскому языку и на уроках литературы.

«Сравнения» — выбирается слово, затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения.

Сравнения: это может быть как водопад, как вода из ведра, как душ, как стук швейной машинки…

Эта игра развивает метафорическое мышление, заставляет ребенка глубже воспринимать предметы.

Возможны варианты: команды задают друг другу сравнения с целью отгадать загаданный предмет.

«Ассоциации» — задаются ассоциации, связанные с загаданным предметом (как правило с человеком или литературным героем), надо догадаться, что или кто загадан. Вопрос начинается со слов: «Если бы это был…» игрок, к которому обращен вопрос, должен ответить то, что ассоциируется с загаданным предметом.

( например, 6 класс Пришвин «Кладовая солнца». Одна команда загадала другой имя одного из героев, те должны догадаться, кто это.

Если бы это был цветок? То он был бы похож на ромашку.

Если бы это была ткань? То она была бы похожа на шелк.

Если бы это был цвет? То он был бы желтый.

Если бы это была дорога? То она была бы ровной и прямой.

Кого загадали? Настенька.

Творческие игры предлагают сочинить связный текст, желательно остроумный, соблюдая определенные условия, при этом развивается речевая изобретательность, умение найти нужное слово, составлять фразы с соблюдений сложных условий.

«Снежный ком» — с учетом возможностей класса, возрастных особенностей игра может проходить в нескольких вариантах.

Дано нераспространенное предложение, каждый по очереди должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение. При этом желательно, чтобы каждое вставленное слово придавало сюжету новый поворот.

Читайте также:  Самсунг раскладушка старые модели фото

Эта игра развивает память, внимание, способность сосредоточиться и обогащает лексический запас ученика. Я использую такой вариант игры при изучении «Синтаксиса и пунктуации», начиная с 5-го класса, темы «Словосочетание», «Простое предложение», «Распространенные и нераспространенные предложения», «Второстепенные члены предложения».

Солнце светит. Яркое солнце светит. Яркое солнце беспощадно светит. Яркое солнце беспощадно светит на траву. Яркое полуденное солнце беспощадно светит на траву… на деревья…,сжигая все на пути.

Можно усложнить игру: добавлять не слово, а предложение, чтобы получился связный текст на определенную тему или с конкретным заданием, например, добавлять предложения с причастным оборотом.

«Рассказ на одну букву» — придумать предложение, связный рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву.

Один одинокий оригинал. Восемь волооких воробьев варили вишневое варенье в великолепном ведре).

«Рассказ по алфавиту» — сочинить текст, в котором каждое следующее слово начиналось бы со следующей буквы алфавита. ( аист был великолепным гармонистом. Даже еноты жалобно завывали и кивали любопытными мордочками, наслаждаясь очаровательными песнями. Роковым стало то умение, фатальным. Хмурая цапля честолюбиво швырнула щуплому эгоистичному юнцу яд).

«Буриме» — сочинить по рифме четверостишие.

«Рассказ по опорным словам».

Языковые игры не только развивают речь и интеллектуальные способности, но и дают возможность работать с единицами языка.

«Неологизмы» — сочинить рассказ, в котором употребить как можно больше несуществующих слов, производных от заданного корня. Потом можно попробовать сделать словообразовательный разбор придуманных слов.

«Изобретатели» — придумать прибор и составить инструкцию по использованию, применяя как можно больше заимствованных слов, возможно конструирование слов с помощью словообразовательных форматов.

Контекстные игры привлекают внимание ребят к смысловому строению текста, прямым и переносным значениям языковых единиц, развивают способность к разносторонней интерпретации текстов и высказываний.

«Дополнить текст» — предлагается за определенное время заполнить пропуски в выданном тексте с купюрами. Тексты могут быть разных стилей и типов речи. Лучшим признается тот, чей текст максимально приближен к оригиналу.

«Вопросник» — играющие знакомятся с текстом в течение определенного времени, затем по очереди начинают задавать любые вопросы по этому тексту, повторяться нельзя, побеждает тот, кто остался последним.

«Головоломка» — отрывок из известного произведения разрезают на слова или фразы. Команды должны сложить текст.

«Эпитеты» — подобрать к данному слову как можно больше эпитетов. Такая игра прекрасно развивает образное мышление.

Есть еще игры-упражнения. Их можно проводить в качестве лингвистических разминок: логарифмы, шарады, анаграммы, метаграммы, ребусы, кроссворды, головоломки, викторины. Все эти задания развивают мышление, воображение и способствуют повышению интереса к предмету.

2. Творческие задачи.

Решение творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения, что способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей у детей.

Такие задачи можно использовать на любом уроке, а можно подобрать задачу к теме.

Например, задачи к теме «Лексика» (устаревшие слова):

Слово середина означает «центр чего-нибудь».

Реши: какие слова произошли от слова «середина», если они обозначают:

рабочий день недели (среда); орган тела.(сердце)

Какой общий смысл в этих словах? Почему в первом слове нужно обозначать безударную гласную буквой Е? Почему во втором слове мы пишем букву Д, хотя этот звук не произносим?

Найди следы коло.

Слово коло в древнем русском языке значило «колесо, круг».

Реши: какие слова произошли от древнерусского «коло», если они называют:

1) героя сказки с круглыми боками;

2) предмет в форме круга — маленькое «коло»;

3) рубашку из металлических колец для защиты от уда­ров меча и копья;

4) след от колес;

5) вокруг кого-нибудь или чего-нибудь.

В древнем русском языке слово ОКО значило «глаз», а слово ОЧИ — «глаза».

Реши: какие слова произошли от древнерусских «око» и «очи», если их значения:

1) отверстие в стене для света и воздуха;

2) прибор из двух линз для тех, кто плохо видит.

Объясни, почему в этих словах мы пишем букву О для обозначения безударной гласной.

Старое слово сокрыть значило «скрыть, спрятать».

Реши: в каких словах сохраняется смысл этого слова, их значения:

верхняя часть строения – 5 букв; драгоценность, дорогая вещь – 9 букв; орган летания у птиц – 5 букв; ткань, которой покрывают что-нибудь – 9 букв.

Некоторые задачи к теме «Имя прилагательное»

Полотно и платье. Что общее?

Полотно — это гладкая льняная ткань. У этого слова есть и другие значения: лента, полоса, картина (полотно художника).

1) какое слово образовано от слова полотно, если его зна­чение: «изделие в виде полосы для вытирания»-9 букв;

2) какое слово с неполногласием существовало раньше в языке и называло кусок ткани-4 буквы;

3) какое слово образовано от этого старославянского сло­ва, если его значение: «квадратный кусок ткани, предмет одежды, головной убор»- 6 букв;

4) от какого слова произошли наши платье, заплата-4 буквы.

От чего сыр-бор разгорелся?

У прилагательных в русском языке есть полная и краткая форма.

Смысл пословицы «От искры сыр-бор разгорелся» — большая беда может случиться из-за мелочи.

Реши: 1) какое слово в этой пословице – прилагательное в краткой форме – 3 буквы;

2) какая у этого прилагательного полная форма – 5 букв.

От мала до велика.

Краткие прилагательные в Древней Руси изменялись не только по числам и родам, но и по … -7 букв

Город красив. Река красива. Здание красиво. Руки красивы.

Закончи вывод: краткие прилагательные в современном русском языке изменяются только по …(5 букв) и …(6 букв).

Задачи к теме «Имя числительное»

Число ДВЕНАДЦАТЬ образовалось в старину из слов «Две на десяти» (две сверх десяти). Наши предки – древние русичи – говорили сначала ДВЕНАДЕСЯТЬ, а потом – ДВЕНАДЦАТЬ.

Читайте также:  Pillars of eternity 2 тормозит

1. какое число «прячется» в слове, когда мы пишем «ДЦАТЬ» — 6 букв.

2. из каких трех слов образовалось слово «одиннадцать» — 4 буквы + 2 буквы+6 букв.

Подумай: почему в слове «одиннадцать» мы пишем две буквы Н?

Чему равно ТРИ ДЕСЯТЬ?

Число ДВАДЦАТЬ образовалось в старину из слов «два десять» (два раза по десять).

О каком числе раньше говорили «три десять» — 8 букв.

Что наступает после недели?

День отдыха, который мы называем ВОСКРЕСЕНЬЕ, древние русичи называли НЕДЕЛЯ, потому что в этот день ничего Не ДЕЛАЛИ, не работали.

Как называли в Древней Руси день, который шел после НЕДЕЛИ ( помощь: ПОсле НЕДЕЛи) – 11 букв

А то, что мы называем словом НЕДЕЛЯ (7 дней), в Древней Руси называли СЕДМИЦА.

Подумай, какой день «седмицы» имеет родство со словом ЧЕТНЫЙ, ЧЕТВЕРТЬ, ЧЕТВЕРО – 7 букв.

Объясни правописание этих слов.

Задач на разные темы можно подобрать очень много, используя разную литературу: «Занимательная грамматика» , «Не совсем обычный урок» , , «Секреты орфографии» Г. Граник, «Подсказки на каждый день» и др.

Материал для повторения орфографических тем

Просмотр содержимого документа
«Занимательные орфографические диктанты»

1. Правописание корней с чередующимися гласными

Горючая слеза одиноко блестела на самом кончике носа графа Ростислава Зарянского. Зарницы дальних молний бли­стали в окнах, тень от нагоревшей свечи вырастала на стене с каждой минутой, а граф все сидел, подперев рукой склонен­ную голову, не прикасаясь к еде, не поднимая глаз, не зажи­гая лампы. Тучи обложили небо, и сквозь полуопущенный полог кровати было видно, как за окном вымокнувшая до нитки унылая корова равнодушно макала свой хвост в при­дорожную канаву.

Слякотно было и на душе у графа. Причина его плохого настроения заключалась в неожиданно подскочивших про­центах в конторе у непреклонного ростовщика, требующего безотлагательного удовлетворения иска к графу. Выхода не было. Граф ясно понимал, что, даже если заложить имение, уклониться от долговой ямы не удастся, и потому тоска сжи­мала его сердце со все возрастающей силой.

И вдруг дикая мысль блеснула в глазах графа, щеки заго­релись ярким румянцем. Всего несколько секунд назад он и не предполагал, что в его положении можно еще на что-то рассчитывать, но теперь план освобождения полностью сло­жился в его голове. Потирая от удовольствия руки, он под­скочил к столу, схватил перо и, обмакнув его в чернильницу, склонился над листом бумаги.

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом само­варе, стоявшем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную пе­ченку, объедался крыжовником со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, черт, молодцевато встряхнув челкой, пустился танцевать чечетку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако черт был не очень ис­кусным танцором и, совершив один не совсем удачный ска­чок, врезался в самовар и обжег свой пятачок, покрытый мяг­кой шерсткой. Ожог был очень тяжел. Огорченный черт куцей овцой кинулся к бочонку с мочеными яблоками и сунул в него обожженный пятачок. «Правду говорят, что не бережен­ного бог не бережет», — чертыхнулся черт чертовской посло­вицей.

Было далеко за полночь. Кругом стояла предрассветная тишь, лишь прибрежный камыш тихо шуршал да где-то кри­чал сыч. В этот час сторож правительственных дач Лукич был не прочь прилечь отдохнуть. «Иначе не будешь бодр и свеж и не сможешь уберечь хозяйское добро от полчищ во­ров», — убеждал он себя, снимая с плеч тяжелую двустволку и заворачиваясь в утепленный плащ. И вот, когда держать гла­за открытыми стало уже невмочь, внимание сторожа при­влек доносившийся откуда-то тихий плач. Лукич пошел к калитке, повернув ключ в ржавом замке, распахнул ее на­стежь и вышел на пустынный речной пляж. Вглядевшись в ночь, он увидел, что среди куч мусора и дождевых луж на песке лежит какой-то человек, подложив под голову кирпич. «Ишь ты! Бомж!», — сказал себе Лукич и грозно крикнул: «Эй, ты, старый хрыч! Ты чего тут валяешься? Пошел прочь! Кыш отседова!» Мужчина медленно встал и повернулся к сторожу. Лукич не упал навзничь от ужаса лишь потому, что сзади его поддержал забор. Бомж был не кто иной, как всесильный муж комендантши дач Борис Михайлович Давидович. Что привело его в эту глушь в такую пору, Лукич постичь не мог. «Есть ли у тебя нож? — диким голосом завыл вдруг Давидо­вич. — Отрежь мне бороду! Утешь меня!» Хотя Лукич был высок и могуч для своих восьмидесяти лет, а муж комендан­тши хил и узкоплеч, по телу сторожа пробежала дрожь. «Ты бредишь, Лукич?» — спросил он сам себя и ущипнул за нос, но это не помогло. «Почему ты не хочешь мне помочь?» — провыл Давидович зловеще и медленно двинулся к Лукичу. «Финиш!» — подумал Лукич и закрыл глаза. Но в эту секунду пелену прорвал первый луч солнца, и мираж исчез.

4. Правописание приставок пре- и при-

Преодолевая ставшее уже привычным чувство страха, гос­подин Приставкин приближался к последнему препятствию на своем пути — дверям, преданно охраняемым престарелым привратником. Приятельски хлопнув привратника по пред­плечью, Приставкин хотел уже войти в приемную президен­та, но тут из кармана предательски высунулся предохрани­тель гранаты. Привратник приоткрыл левый глаз и, неопределенно хмыкнув, преградил преступнику путь.

Оцените статью
Добавить комментарий