Проект умные города для детей

Проект умные города для детей

Привычный бренд «Самара космическая» уже давно набил оскомину, самое время познакомиться с новым явлением — «Умной Самарой». Научно-познавательные программы с аналогичными названиями созданы для детей и их родителей и объединяют 20 городов России и ближнего зарубежья. Наш город присоединится к «умным» побратимам уже этой осенью — проект обосновался в помещениях частного лицея «Спутник».

Поговорили с куратором «Умной Самары» Олей Королевской и узнали, кто придумал научпоп-развлечения для детей, как задействованы в программе родители и почему изучать что-то самому по-прежнему интереснее, чем «гуглить».

Что такое «Умные города»

Проект с интерактивными научными программами для детей в 2013 году придумали два студента МГУ — химик и географ. Изначально они планировали лектории для взрослых — в 2013-м научпоп как раз набирал обороты, — но в ходе проведения увидели, что люди приходят с детьми, которым тоже интересно. Так возникла мысль о мероприятиях для школьников.

Целевая аудитория проекта — дети от 7 до 14 лет и их родители. Содержание программ разрабатывают молодые ученые из МГУ, МФТИ и медицинских университетов. Они обкатываются в Москве и потом уезжают в регионы: сейчас проект действует в 20 городах и осенью откроется еще в 8. Все филиалы поделены по территориальному признаку, и в течение года оборудование мигрирует между соседними географическими точками.

«Дело в том, что наши программы — это не элементарные, хоть и зрелищные эксперименты, которые сейчас проводят даже ленивые, — рассказывает Оля. — Там ребенок видит, что если смешать воду с уксусом, получится много пены и все это будет похоже на вулкан. Он говорит „прикольно“, но не понимает сути процесса. Наш же проект построен на трех китах — образование, наука, вовлечение: мы в игровой форме показываем, рассказываем и даем попробовать, чтобы дети сами разобрались, как все устроено. Для этого нужно достаточно сложное оборудование, которое не может себе позволить никакой локальный научпоп. Поэтому оно и ездит между городами: тратиться на дорогое оснащение, чтобы провести всего одну программу, слишком расточительно».

Что-то закупается локально, а что-то приходится делить с другими филиалами. Например, для палеонтологии организаторам предстоит купить 400 килограммов песка, а скелет динозавра будет путешествовать между Самарой, Оренбургом и Казанью.

Рождение «Умной Самары»

В Самаре стартом проекта можно считать ноябрь 2017 года — с этого момента и до весны 2018-го команда «Умного Оренбурга» провела в городе 5 игр в тестовом режиме. По заверениям организаторов, они были интересны публике, так что теперь в городе появилась собственное отделение и готовность ежемесячно проводить полноценные программы. Сейчас проект базируется в частном лицее «Спутник», но со дня на день переедет на новую площадку, ближе к центру города.

Этой осенью «Умная Самара» стартует с трех тем: 15-16 сентября «Палеонтология», на которой дети будут восстанавливать образ древнего животного, затем в октябре «Хирургия», где участники будут делать операции на манекенах, и «Научный детектив» — 45 «преступлений», которые надо раскрыть с помощью физических, химических, биологических и прочих знаний. «Каждая игра пройдет в Самаре лишь однажды, — отмечает Оля. — В проекте в принципе нет такого, что программу придумали и ведут ее по накатанной, пока не поучаствуют все дети города. Тут принципиально другая направленность: через 1-2 года посещения разноплановых занятий у детей сформируется полноценная научная картина мира».

В финале каждой программы ребенок получает тематический подарок, который он сможет применять в обычной жизни. «В прошлом году мы с ребенком в качестве гостей ходили на программу „Фабрика гаджетов“, в ходе которой дети своими руками собирали смартфон, — рассказывает Оля. — Они изучали, как работает свет, звук, электричество, как передаются сигналы, и в конце получили подарок: множество частей — проводки, клипсы, — из которых можно сделать наушники».

Лабораторная работа

На входе дети регистрируются, проходят распределение на четыре команды и получают бейджи, халаты и необходимые аксессуары. При распределении учитывается возраст участников — дети 7-9 лет отдельно, подростки 10-14 лет — отдельно. В командах нет распределения ролей, лидеров и аутсайдеров: все по максимуму вовлечены в процесс.

Переодевшись, дети вместе с родителями проходят в актовый зал для знакомства, а затем в составе команд идут в «лаборатории». По факту это несколько столов, у каждого из которых участники проведут около 20 минут, опробовав на практике работу какого-то физического или биологического закона. «Мы верим, что, если ребята будут делать что-то своими руками, то лучше усвоят логику процесса», — озвучивает Оля Королевская один из принципов проекта. Через час и сорок минут — после прохождения четырех лабораторий — они возвращаются в актовый зал, где проходит вручение подарков и дипломов о прохождении программы, делают общее фото.

Родители по лабораториям не ходят, остаются в актовом зале, где слушают лекторий на ту же тему, чтобы не попасть впросак, когда ребенок будет делиться полученными знаниями или задавать новые вопросы. Ведущий взрослой программы кратко рассказывает о той же палеонтологии или хирургии, а потом проводит блиц-викторину в формате «верно-неверно», где смешаны смешные и сложные вопросы. Участник, набравший большее количество очков, получит пригласительные на следующую программу.

В команде есть ведущий, который проводит программу для родителей, ответственные за «лаборатории» и их ассистенты. Особенность всех сотрудников в том, что у каждого профильное естественнонаучное образование — это студенты старших курсов медунивера, Самарского университета, а также молодые ученые. Для проведения «Палеонтологии» приглашен палеонтолог из проекта «15×4». «Нам не подходят обычные аниматоры, — подчеркивает Ольга, — потому что у них нет необходимой естественнонаучной базы. Искать подходящих сотрудников сложно, ведь они должны не только досконально разбираться в предмете, но и уметь находить общий язык с детьми. А взрослому ведущему вообще нужно быть очень харизматичным, чтобы полтора часа удерживать внимание родителей, которые так и норовят уткнуться в смартфоны».

Семейный билет на программу — для ребенка с сопровождающим — стоит 1490 рублей. Абонемент на всю осень обойдется в 4050 рублей. Купить их можно заранее — вконтакте или на таймпаде, либо на входе перед началом мероприятия, но в этом случае на него нужно предварительно записаться.

Читайте также:  Программа для запрета выхода в интернет программ

«Сегодня меняется подход к образованию, — подытоживает Оля Королевская. — Детям скучно сидеть и зубрить не очевидные для них формулы, теоремы, законы: 90% школьников уверено, что знания из школьного курса химии, например, им никогда не пригодятся в жизни. И это очень круто, что появляются проекты, которые не только дают новые знания и прививают интерес к их получению, но и на практике показывают применимость открывшихся фактов. Важно, что все это происходит в игровой форме, такой близкой и понятной детям. Школьная система меняется и мы рады быть частью этих изменений».

Михаил Каптюг, популяризатор науки или предприниматель, создает сеть умных городов в СНГ. Сначала это была «Умная Москва», потом другие города СНГ. Первым умным городом в Казахстане станет Алматы.

Это интерактивный проект для детей и их родителей, который способствует развитию интереса к знаниям, науке через проведение интерактивных мероприятий для детей 7-14 лет и их родителей по естественным наукам (физика, химия, биология, астрономия и др.). На данный момент проект работает в 20 городах России, Латвии и Беларуси, в ближайшее время открывается в Испании, Турции и Узбекистане.

Чем этот проект отличается от других?

1. Занятия полностью интерактивны. Ребенок делает все опыты своими руками, а не смотрит, как это делает ведущий.
2. Программы разрабатывают лучшие популяризаторы науки из МГУ им. Ломоносова. Каждый месяц новая программа: от химии и физики до астрономии и медицины.
3. Для родителей предусмотрена отдельная научно-развлекательная программа — это лекция-викторина в жанре научного stand up, с хорошим призом за победу.

Рассказывает Михаил Каптюг:

Если коротко, проект сначала назывался «Умная Москва», поскольку начинали мы в Москве. У нас не было каких-то планов по построению бизнеса, мы не садились, не писали бизнес-планы, мы вообще сначала делали лекции для взрослой аудитории. Я и мой партнер закончили МГУ и знали, что у МГУ есть большое количество лекторов, которых могут услышать только студенты МГУ, они не выходят на какие-то внешние площадки. Что мы стали делать? Очень простая идея, мы арендовали зал в библиотеке, приводили туда лектора, платили ему гонорар и продавали билеты на то, что он будет рассказывать, причем первый цикл лекций у нас был про разные страны: Францию, Испанию и т.д.

Сегодня мы рассказываем про культуру Франции, а завтра — про культуру Бразилии и нам каждый раз приходилось очень много думать, как бы прорекламировать это мероприятие, чтобы туда пришли люди. И собственно из-за этого в какой-то момент мы решили делать циклы лекций, например, не одну лекцию про Италию, а цикл, например, про малые города Италии. Таким образом у нас сразу же количество посетителей выросло примерно в 3 раза. То есть мы продавали абонемент и человек 2 месяца раз в 2 недели приходил.

— Почему именно про города?

— Мой партнер окончил географический факультет, и поэтому у него был выход на лекторов с геофака. А дальше мы стали готовить разные лекции — от истории России до истории Москвы, например. Нам понравилось, что абонемент можно продать, условно за 1 500 руб., в отличии от лекции, которая стоила 400 руб. А чтобы отработать эти 1500 рублей за день, решили провести фестиваль — много лекций в один день, ну и плюс еще итальянскую кухню поставим, оперного певца какого-то, какие-нибудь курсы итальянского языка. И когда уже стали фестиваль делать, мы поняли, что у нас никакой особой экспертизы по Италии нет.

Я химик по образованию и в какой-то момент я сказал: «Если мы будем делать день химии, я за два дня сделаю весь контент, у нас будет декан МГУ рассказывать о переднем крае науки, студенты сделают для малышей какое-нибудь шоу, здесь поставим мастер-классы, интеллектуальные игры по химии. И как-то мы быстро очень, на ходу, «переобулись», сделали день химии вместо Италии. Но мы же всегда работали на взрослую аудиторию, мы и здесь планировали, что придут взрослые, а все пришли с детьми. Мы поняли очень интересную вещь, что взрослые люди в свое образование вкладываться менее готовы, чем в образование своих детей. И когда мы увидели вот эту ораву детей, мы поняли, что вот он — рынок. За интересную форму подачи химии люди готовы платить и естественно, что уже через 2 месяца мы делали день физики. Тоже сделали контент, все было хорошо, т.е., вот так мы перешли на детскую аудиторию. И одновременно нашли другую тему, не гуманитарные науки, как было раньше, а естественнонаучные направления и одновременно мы нашли новую аудиторию, это дети и их родители. Дальше мы стали развиваться в этом формате, и пришли к собственному формату, где у каждого ребенка есть свое место для проведения экспериментов. Эти программы мы разрабатываем постоянно, раз в месяц — совершенно новая программа, т.е., у нас нет такого, что программу сделали и она идет несколько лет. Одна программа прошла и уже через месяц приходит совершенно другая, сегодня это химия, через месяц будет биология, еще через месяц будет астрономия, геология, хирургия и т.д.

— И это оказалось успешным?

— Да! Причем мы сразу заняли премиум-нишу, у нас довольно дорогие билеты, например, в Москве билет стоит 1 850 руб., это примерно 10 000 тг. Дорого, но с другой стороны, это же семейный билет, ведь наши клиенты — это родители, которые платят деньги. Парадокс, но во всех детских проектах к родителям относятся как к чему-то ненужному и надоедливому, т.е., привели ребенка, заплатили денег, вот вам стул в коридоре, пожалуйста, сидите и не мешайте. Мы понимаем, что это неправильно, мы для родителей стали, параллельно с детской программой, делать такую лекцию-викторину, где в интересном формате стали рассказывать о науке. Научный стендап получается, шутим о серьезных научных вещах. То есть мы рассказываем, что такое пищевые добавки, как выбирать косметику, как присадки для топлива — условно говоря. И заодно рассказываем, почему наука очень важна и очень интересна, т.е., пока дети делают эксперименты, родители тоже прекрасно проводят время, и часто бывают такое, что родители говорят: я не знаю, что там делает ребенок, мне у вас нравится и поэтому я буду дальше ходить. На викторине мы сначала озвучиваем 20 утверждений, и родители на особом бланке должны пометить, что они считают правдой, а что — неправдой. И дальше идет разбор этих фактов — что было правдой и почему, что было неправдой и почему не могло быть правдой и т.д., это же азарт, и победитель получает билет на следующую программу бесплатно. То есть многие готовятся, читают книжки, чтобы хорошо выступить и это просто интересно и весело. Мы отходим от академичной подачи материала, так как она хороша только для подготовленных людей. Часто говорят «у вас дорого», но говорят только до того, как к нам придут. В Алматы у нас билет будет стоить 8 000 тг., да, дорого. Но с другой стороны: мама, папа и ребенок идут в кино, 3-4,5 тыс. стоит билет, плюс попкорн, кока-кола и еще что-нибудь, и получились те же самые 8 тыс. за обычный выход в кино. Но это не уникальный продукт, его можно приобрести везде, а ничего похожего на наш проект нет ни в России, ни в Казахстане, даже в мире нет такого формата (мы много мониторим, что делают в мире).

Читайте также:  Housefit dh 8615 отзывы

В Москве мы росли и развивались, после Москвы стали открывать филиал в Петербурге. Долгое время развивали эти два города. А потом к нам приехали ребята из Перми, у них есть интерактивный научный музей, но им не хватало чего-то эдакого. Музеев много, они более-менее все одинаковы, им не хватало фишки, которая привлекала бы новую аудиторию. И они у нас взяли франшизу, мы год с них не брали денег. Потому что не имели морального права. Мы с партнером старались приезжать на первые мероприятия, много советовали местным организаторам — и понемногу это заработало. То есть на первую программу приезжали московские ведущие, но местные ребята быстро научились, и дальше мы стали отлаживать систему. Например, когда мы в Москве работали, у нас даже не было письменных сценариев программ, разработчик приходил и ведущему объяснял, что надо делать — а зачем это записывать, если есть прекрасный Вова, который придет и все всем расскажет. Естественно, в Перми это не работало. Письменные сценарии сначала выглядели как 2 листочка А4, сейчас же сценарий — это 50-60 листов текста с поясняющими видео, с картинками, с методическим материалами и т.д. А потом, когда Пермь «пошла», посыпались заявки, причем у нас ни тогда, ни сейчас не было задачи просто «впарить» кому-то франшизу, как это часто бывает на других рынках. У нас довольно сложный продукт, и если мы видели, что по каким-то ценностям с потенциальными партнёрами не сходимся — по подходу к бизнесу, к жизни и т.д., то часто в франшизе отказывали. Чем мы гордимся? На данный момент у нас 22 города, и у нас нет ни одной закрытой франшизы. Может быть, у нас просто пока мало опыта, но 22 города мы охватили, и это я считаю свидетельством того, что мы правильно подходим к ведению дел.

— И туда вы продаете франшизу?

— У нас были Москва и Питер, дальше пошли франшизные города, а потом мы подумали, что франшиза — это хорошо, но сколько же может приносить денег филиал, если это наш филиал? Есть прекрасный город Казань, никем на тот момент не охваченный, при этом мы были уверены, что, чтобы открыть филиал в городе, нужно его очень хорошо знать — всех учителей школ, директоров, надо понимать, какая там реклама работает. Но всё-таки решили попробовать. И я поехал в Казань на 3 месяца. Есть определенная специфика в каждом регионе, но Казань открылась с лучшими результатами, чем у кого бы то ни было в франшизе. Результат: филиал приносит в 5 раз больше денег, чем франшиза, и мы стали открывать филиалы. К тому времени многие города России были заняты, но оставшиеся мы как бы застолбили за собой. Под франшизой, например, город Новокузнецк, это очень далеко от Москвы, мы бы сами туда не пошли. Но к нам пришел прекрасный партнер, сказала, что она живет там, всех знает, и она все сделала сама. Она на этом зарабатывает и мы имеем наш процент. Теперь она открывается в ближайшем к себе городе, Кемерово. Россия большая, но все равно города закончились. Уже нет ни одного крупного города России, где мы бы не открылись либо не открываемся в ближайшей перспективе. Вот поэтому мы стали смотреть по сторонам, и естественно, мы хотим на Запад, но понимаем, что сейчас открыть какой-нибудь «умный Лондон» у нас не хватит экспертизы, инвестиций. В общем, у нас ни менеджмент к этому не готов, ни мы сами.

— А почему пришли именно в Казахстан?

— Во-первых, города, подобного Алматы, на постсоветском пространстве мы не видим по платежеспособности, по количеству людей, по интересу к науке. С другой стороны, для нас это отработка механизмов, это другое юридическое лицо, это другое налогообложение, т.е., все здесь по-другому. Поэтому я сюда приехал открывать филиал, если все будет в Алматы хорошо, то дальше руководитель Алматинского филиала Дидар Марданов будет открывать «Умную Астану», «Умный Шымкент» и т.д. И если все пойдет хорошо, то в феврале-марте мы планируем открыть «Умную Астану».

— На какое количество человек здесь вы рассчитываете?

— Программа идет по выходным, за 2 выходных дня у нас 6 сеансов, 6 сеансов — это 360 семей. У нас практически все билеты на премьеру уже проданы. Мы думаем над тем, что открыть еще два выходных дня, т.е., это будет 720 семей. В Алматы живет, по разным оценкам, от 2 до 2,5 млн. человек, поэтому потолка мы здесь не видим.

— А как вы распространяли билеты?

— Социальные сети, онлайн продажи, Facebook, Контакт, Инстаграм. Это же не килограмм картошки продать, у нас очень сложный продукт, поэтому огромное количество времени мы с Дидаром лично консультируем людей по телефону. Они спрашивают: это спектакль какой-то? Это целый день будет? Дети будут смотреть, как другие делают опыты? В среднем продолжительность звонка — 7-8 мин. Смотрел статистику — в Москве, где нас знают, в среднем продолжительность звонка 1,5-2 мин, люди уточняют: когда, где, как платить? Здесь я очень подробно всем объясняю, что делают родители, почему такие возрастные ограничения и т.д., но это приносит свои плоды, потому что продукт востребован. В Казахстане, например, очень много курсов робототехники, ментальная арифметика, программирования много. Это прикладные вещи, а вот базовые науки — химия, физика, биология — как-то в публичном поле не появляются. Есть, конечно, какие-то кружки в школах, есть какие-то энтузиасты, учителя, но массового продукта нет.

Читайте также:  Как поменять уровень ботов в кс го

— А на какой вы базе, на какой площадке, кто ваши партнеры?

— Площадка – это Дворец школьников, который знают абсолютно все. Удачно получилось — место, хорошо известное алматинцам, и мы туда заходим с новым проектом, и для Дворца это тоже хорошо, ведь мы приводим им новую аудиторию.

— А где вы находите лекторов, партнеров?

— Это самый сложный вопрос. Наши ведущие, которые представляет нашу программу, местные, мы заранее готовим очень большой объем методического материала, плюс у нас есть система обучения, есть заочные материалы, есть очное. Например, завтра из Москвы прилетит тренер и 2 суток будет показывать ребятам, как это все происходит. После этого у нас будет репетиция, будем отбирать очень сильных ребят.

— То есть лекторы — студенты?

— Да, это наша принципиальная позиция. Мы со школой не конкурируем. Задача школы учить, а наша задача — заинтересовать, это принципиально разные подходы, мы за два часа научить ребенка не беремся, но вот заинтересовать, чтобы он сам полез в ютуб, посмотрел, как делать опыты по химии, сам скачал онлайн курс и далее — вот это у нас хорошо получается. Учителя немножко другие, они не лучше наших ведущих и не хуже, они просто заточены, чтобы дать информацию, мы же заточены на то, чтобы ребенок сам захотел получать информацию. Мы распространили информацию о проекте в КазНУ и в КБТУ, и на кастинг поступило 80 заявок, мы отобрали 5 ведущих, 5 ассистентов и это отличные ребята, это студенты, идущие на красный диплом, занимающиеся наукой, с другой стороны, они очень активные, позитивные, коммуникабельные.

Два множества редко пересекаются, обычно либо человек веселый, либо он умный, у нас получилось найти ребят, которые имеют и то, и другое. Да, самая большая проблема — кадры. Пришлось потрудиться, чтобы найти тех, кто нам нужен.

Иллюстрации из открытых источников

Если вы хотите присутствовать на лекции, выполните задание и заполните поля анкеты. На лекцию попадут только первые 40 человек, давшие верный ответ.

Задание
Зайдите в Библиотеку МЭШ (прямая ссылка из Электронного дневника) и выполните следующие задания:
1. Откройте сценарий урока «Интернет. Компьютерные сети» (ID 121066).
2. Для того, чтобы найти файл, воспользуйтесь строкой поиска по названию файла или по номеру ID.
3. Посмотрите видео в сценарии урока и напишите, как называется интернет-сеть той страны, о которой идет речь в видеосюжете.
4. Ответ впишите в поле для задания в этой форме.

Если вы хотите присутствовать на лекции, выполните задание и заполните поля анкеты. На лекцию попадут только первые 40 человек, давшие верный ответ.

Задание
Зайдите в Библиотеку МЭШ (прямая ссылка из Электронного дневника) и выполните следующие задания:
1. Откройте видео «Оптические иллюзии» (ID 1552016).
2. Для того, чтобы найти файл, воспользуйтесь строкой поиска по названию файла или по номеру ID.
3. Посмотрите видео и ответьте на вопрос: сколько предметов было показано в ролике?
4. Ответ впишите в поле для задания в этой форме.

Борис Иванов
Ведущий специалист по расследованию компьютерных инцидентов в компании BI. ZONE

Слушатели лекции познакомились с темой кибербезопасности и узнали о расследованиях компьютерных инцидентов на реальных примерах, а после лекции приняли участие в мастер-классе «Расследование компьютерного инцидента с банковским трояном», послушали о методиках вредоносного ПО, которые используют киберпреступники, проделали анализ системных журналов, памяти и дисков и самостоятельно провели поиск следов компьютерного преступления.

4 апреля, 16:00

Борис Щербаков
Вице-президент и генеральный директор Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии

Развитие технологий меняет целые отрасли и жизни людей по всему миру. Dell EMC — крупнейшая частная ИТ-компания в мире — провела исследование, чтобы понять, какие изменения ждут человечество в ближайшие 10 лет. Участники проекта смогли первыми узнать о новых трендах и перспективах, а на мастер-классе попробовали смоделировать новые профессии и мир будущего под влиянием технологической революции.

11 апреля, 16:00

Татьяна Волкова
Ведущий специалист исследовательского центра Samsung, менеджер проекта IoT академия Samsung

Как изменится будущее каждого городского жителя, с какими трудностями сейчас сталкиваются инженеры и как их решают, почему беспроводная связь играет важнейшую роль в интернете вещей? На эти вопросы отвечали на лекции. А после лекции ребят ждала игра: им предстояло догадаться, что за загадочный сенсор у них в руках, каково его предназначение, что он измеряет и как с его помощью победить SkyNET.

17 апреля, 16:00

Станислав Кладов
Архитектор Клиентского центра IBM в России

Ирина Ефремова-Гарт
Менеджер по корпоративному гражданству IBM в России и странах СНГ

Ежедневно в мире появляется 2,5 миллиарда гигабайт новых данных. Их большая часть остается невостребованной, так как человек не способен обрабатывать такие объемы информации. Как суперкомпьютер решает проблему обработки гигантских объемов? Сможет ли он заменить человеческий мозг? В чем их принципиальное различие? Какое применение когнитивные вычисления находят в современной медицине и других отраслях? Как новые технологии изменят профессиональный ландшафт? В ходе сессии было продемонстрировано, как работает суперкомпьютер Watson, основная задача которого — понимать вопросы, сформулированные на естественном языке, и отвечать на них, анализируя большие объемы данных и совершенствуясь по мере общения с человеком.

20 апреля, 14:00, п ансионат «Лесные дали», Московская область, Одинцовский район, 30-й километр Рублево-Успенского шоссе (конференция «РИФ — 2018»)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector