Самолет в тюмени разбился

Самолет в тюмени разбился

Рейс 120 UTair

Носовая часть рейса 120
Общие сведения
Дата 2 апреля 2012 года
Время 07:34 YEKT (01:34 UTC)
Характер Крушение после взлёта
Причина Атмосферное обледенение, ошибки экипажа
Место вблизи деревни Горьковка, в 1,6 км от аэропорта Рощино, Тюмень (Россия)
Координаты 57°09′27″ с. ш. 65°16′05″ в. д. H G Я O L
Погибшие 33
Раненые 10
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 2 года и 5 месяцев до катастрофы
Модель ATR 72-201
Авиакомпания UTair
Пункт вылета Рощино, Тюмень
Пункт назначения Сургут
Рейс UTA120
Бортовой номер VP-BYZ
Дата выпуска 20 октября 1992 года (первый полёт)
Пассажиры 39
Экипаж 4
Выживших 12

Катастрофа ATR 72 под Тюменью — авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 2 апреля 2012 года. Авиалайнер ATR 72-201 авиакомпании UTair совершал рейс UTA120 по маршруту Тюмень—Сургут, но через 1 минуту и 37 секунд после взлёта рухнул на землю в 16 километрах западнее центра города Тюмени и вблизи деревни Горьковка. Из находившихся на его борту 43 человек (39 пассажиров и 4 члена экипажа) погиб 31, 12 выжили и были госпитализированы. 11 апреля скончалась одна из пострадавших, 19 апреля скончался ещё один пострадавший.

Содержание

Самолёт [ править | править код ]

ATR 72-201 (регистрационный номер VP-BYZ, серийный 332) был выпущен франко-итальянской компанией «ATR» в 1992 году (первый полёт совершил 20 октября под тестовым б/н F-WWLN). Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PW124B.

  • TransAsia Airways (с 16 декабря 1992 года по 1 января 1999 года, борт B-22710),
  • Finnair (c 1 января 1999 года по 1 ноября 2003 года, борт OH-KRL),
  • Aero Airlinesru en (с 1 ноября 2003 года по 23 июля 2008 года, в ней он сменил два бортовых номера — OH-KRL и ES-KRL).

23 июля 2008 года поступил в авиакомпанию UTair и получил б/н VP-BYZ. Последняя форма технического обслуживания была проведена в Германии в 2010 году, никаких неполадок обнаружено не было. На день катастрофы совершил 49 633 цикла «взлёт-посадка» и налетал 35 523 часа [1] [2] .

Экипаж [ править | править код ]

Состав экипажа рейса UTA120 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 27-летний Сергей Сергеевич Анцин. Опытный пилот, проработал в авиакомпании UTair 3 года и 9 месяцев (с 21 июля 2008 года). Управлял самолётом ATR 42 (сначала вторым пилотом, а потом КВС). В должности командира ATR 42/72 — c 8 ноября 2011 года (до этого управлял им в качестве второго пилота). Налетал 2602 часа, 2522 из них на ATR 42/72 (235 из них в качестве КВС).
  • Второй пилот — 23-летний Никита Витальевич Чехлов. Опытный пилот, проработал в авиакомпании UTair 3 года и 6 месяцев (с 8 октября 2008 года). Тоже, как и КВС, управлял самолётом ATR 42/72. В должности второго пилота ATR 42/72 — с 8 сентября 2009 года. Налетал 1825 часов, 1765 из них на ATR 42/72.

В салоне самолёта работали две стюардессы:

  • Мария Владимировна Бердникова,
  • Любовь Владимировна Болдырева.

Катастрофа [ править | править код ]

Рейс UTA120 вылетел из Тюмени в 07:32:58 YEKT. Взлёт с ВПП №21 лайнер произвёл с магнитным курсом 214°. Фактическая погода в аэропорту Рощино в ближайший срок метеонаблюдения 07:30 YEKT: ветер 240° 6, порывы 9 м/с, видимость 10 км, облачность значительная (5-7 октантов) 400 метров кучево-дождевая, температура воздуха −1 °C, точка росы −1 °C, давление на уровне моря 1002 гПа, прогноз на ближайшие 2 часа: временами ветер 260 — 15 м/с, видимость 1500 м, ливневый снег, метель, облачность значительная 150 м. Дополнительная информация: давление на уровне аэродрома 742 мм рт. ст. / 989 гПа, ВПП 21, коэффициент сцепления 0.6.

В 07:33:56 на высоте 182 метра КВС включил автопилот, 4 секунды спустя были убраны закрылки. После уборки закрылков, в 07:34:08, на высоте 210 метров лайнер самопроизвольно начал крениться вправо. Автопилот был выключен. Угол крена вправо достиг 35°, но впоследствии был устранён пилотами.

В 07:34:22 самолёт внезапно накренился влево на 50° и понёсся к земле. Пилоты уже ничего не смогли сделать. В 07:34:35 YEKT с углом тангажа ≈11° на пикирование, креном 55° влево и вертикальной скоростью снижения более 20 м/с рейс UTA-120 рухнул на землю в 1,6 км от аэропорта Рощино, полностью разрушился и частично сгорел.

Горящие обломки рейса 120 были обнаружены экипажем самолёта, вылетевшего сразу после взлёта разбившегося лайнера. В результате катастрофы погиб 31 человек: все 4 члена экипажа и 27 пассажиров. Выжившие 12 пассажиров получили серьёзные ранения и были госпитализированы. Через 8 дней после катастрофы, 11 и 19 апреля, скончались двое выживших [3] [4] .

Читайте также:  Как поменять кодировку в php

Расшифровка переговоров [ править | править код ]

07:33:52:27 КВС Autopilot on.
07:33:54.15 Autopilot on.
07:33:59.29 КВС White bug, flaps up.
07:34:07.28 У…ух ты!
07:34:08.22 КВС Это что такое?
07:34:09.15 Что за тряска?
07:34:11.11 КВС Autopilot disengage.
07:34:12 GPWS DON’T SINK.
07:34:16.28 Тихо, что такое?
07:34:18.23 КВС Доложи ему.
07:34:20.28 GPWS DON’T SINK.
07:34:22.13 Что доложить-то, бл…ь? Что за отказ-то?
07:34:25.05 КВС Да не понял я.
07:34:30.14 Ё… т…ю мать!
07:34:32.02 КВС ЮТР 120-й, падаем.
07:34:34.19 Э А…ах.
07:34:35 (конец записи)

Реакция [ править | править код ]

В связи с катастрофой в Тюмени была отменена назначенная на 2 апреля церемония вручения ежегодной национальной премии «Крылья России», присуждаемой лучшим авиакомпаниям страны [5] .

В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах 4, 5 и 6 апреля были объявлены днями траура [6] [7] [8] .

Расследование [ править | править код ]

Официальное расследование причин катастрофы проводилось совместно Следственным комитетом РФ и Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).

В ходе расследования были изучены образцы топлива, проведены консультации с производителем самолёта, созданы математические модели последнего полёта рейса 120 и совершены полёты на тренажёрах с целью моделирования полёта в условиях обледенения.

Итоговой отчёт МАК о причинах катастрофы был опубликован 16 июля 2013 года [9] :

Непосредственной причиной катастрофы самолёта явилось принятие КВС решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолёта снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолёта и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолёта на режим сваливания.

Уголовное дело по факту катастрофы было возбуждено Следственным комитетом РФ по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). В ходе расследования уголовного дела было проведено 57 экспертиз — судебно-медицинские, горюче-смазочных материалов, авиационно-техническая, криминалистическая судебная. Объём уголовного дела составил более 130 томов [10] . Обвинения были предъявлены начальнику дежурной смены ООО «ЮТэйр-Техник» Анатолию Петроченко, авиамеханику той же авиакомпании Андрею Писареву и заочно командиру рейса 120 Сергею Анцину. 10 сентября 2014 года суд возвратил дело в прокуратуру в связи с тем, что обвинительное заключение составлено с нарушениями законодательства [11] , с 26 января 2015 года шло повторное слушание дела в Тюменском районном суде [12] .

30 ноября 2015 года Тюменский районный суд признал подсудимых виновными, приговорив Петроченко и Писарева к пяти годам и одному месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В отношении Анцина дело было прекращено в связи с его гибелью [13] .

Причина катастрофы [ править | править код ]

Непосредственной причиной катастрофы явился отказ КВС от противообледенительной обработки, что, при наличии снежно-ледяных отложений на поверхности самолёта, привело к его сваливанию на взлёте из-за ухудшения аэродинамических показателей. Экипаж не смог своевременно распознать сваливание и не предпринял мер по выходу из него [14] .

Память [ править | править код ]

В апреле 2013 года на месте катастрофы был установлен памятник высотой 1,7 метра [15] .

[версии]

Пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр" упал сегодня утром при взлете в аэропорту Тюмени. Катастрофа произошла в 07:50 по местному времени (05:50 по московскому)

— В 05:50 мск при взлете в аэропорту "Рощино" по неустановленной причине упал самолет ATR-72, выполнявший рейс Тюмень-Сургут, — сказал РИА "Новости" источник в правоохранительных органах Тюменской области.

По последним данным, спасатели, прибывшие на место крушения, обнаружили, что 12 пассажиров живы, сообщает "Интерфакс".

— По прибытии спасатели доложили, что нескольким пассажиром самолета удалось спастись. Они получили серьезные травмы и ожоги, — сказал собеседник агентства.

Однако основная часть пассажиров самолета погибла. Начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова сообщила, что число погиб 31 человек из 43 находившихся на борту.

Обломки самолета находятся в 2 км от автодороги в поле вблизи деревни Горьковка. Обломки самолета горят, спасатели пытаются сбить пламя и эвакуировать пострадавших.

Источник в силовых структурах региона сообщил, что после вылета с самолетом была утеряна связь.

— После падения лайнер загорелся и развалился на обломки, сейчас туда следуют представители всех оперативных служб, — сказал собеседник агентства.

Читайте также:  Хлебопечка philips hd9046 рецепты

По предварительным данным, на борту находился 41 человек — 39 пассажиров и два члена экипажа.

Между тем в ГУ МЧС России по Тюменской области "Интерфаксу" сообщили, что, предварительным данным, на борту самолета находились 39 человек и четверо членов экипажа.

Факт падения самолета РИА "Новости" подтвердил руководитель пресс-службы уральского регионального центра МЧС РФ Вадим Гребенников. По его словам, самолет упал в 35-40 километрах от аэропорта "Рощино".

В транспортной прокуратуре региона уточнили, что самолет из аэропорта "Рощино" упал в районе села Кулаково Тюменского района.

— На место крушения направлены все силы Главного управления МЧС России по Тюменской области по 4 номеру вызова, — добавили в региональном МЧС.

На месте крушения самолета найдены оба "черных ящика".

Уральское следственное управление возбудило уголовное дело по факту крушения самолета, выполнявшего рейс Тюмень — Сургут по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

По данным "Информ Полиса online", разбившийся самолет был выпущен в 1992 году.

ATR-72 — ближнемагистральный турбовинтовой самолет. Самолет предназначен для перевозки до 74 пассажиров и управляется двумя пилотами. ATR-72 хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации в Сибири. Авиакомпания "Бурятские аваиалинии" рассматривала вариант лизинга менее вместительного варианта этого самолета (ATR-42) для замены парка устаревших Ан-24.

Показания очевидцев и официальные версии

На сайте авиакомпании "ЮТэйр" сообщается, что после взлета из аэропорта "Рощино" самолет потерпел катастрофу "при выполнении вынужденной посадки" — это случилось в полутора километрах от аэродрома. Самолет развалился на три части.

На авиационном форуме Forumavia.ru пишут: "Судя по фото, они даже не имели возможности спланировать, просто рухнули и все, хвост отдельно лежит в снегу, и никаких следов, что он туда прикатился, как будто взяли и положили сверху".

Экипаж следующего взлетавшего из Тюмени самолета доложил, что видел горящие обломки в поле по курсу движения на Сургут, пишет "Комсомольская правда".

Очевидцы среди местных жителей говорят, что незадолго до падения из обоих двигателей самолета шел дым.

Само место крушения оцеплено ОМОНом и патрулями ГИБДД. По словам жителей деревни Горьковки, находящейся возле аэропорта, грохота от падения самолета или взрывов никто в селе не слышал. Однако над лесом, разделяющим деревню и аэропорт, валил густой дым. Добраться до места местные не успели — оно было быстро взято в кольцо.

Уже выдвигаются версии случившегося. Отказ техники или ошибка пилота — передал "Интерфакс" предположения неназванного источника в авиационных кругах. Неисправность самолета и ошибка пилота рассматриваются в качестве приоритетных версий, подтвердил ИТАР-ТАСС официальный представить Следственного комитета России Владимир Маркин. Он дал понять, что версия неблагоприятных погодных условий безосновательна.

Маркин исключил версию теракта — характер разрушений указывает, что взрыва на борту быть не могло.

Начальник ГУ МЧС по Тюменской области Юрий Алехин версий выдвигать не стал, но сообщил, что примерно через три минуты после взлета связь с самолетом была утрачена.

В свою очередь, губернатор региона Владимир Якушев сообщил: "Самолет упал буквально через четыре минуты после взлета, экипаж не обращался за помощью и не сообщал о каких-либо неисправностях на борту".

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ — "Нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта". Его расследование передано в производство следователей Главного Следственного управления СК РФ. К месту крушения вылетел председатель СК России Александр Бастрыкин вместе в группой следователей и криминалистов Центрального аппарата Следственного комитета.

Список пассажиров самолета ATR-72 рейс 120 Тюмень — Сургут

1. Абрамова Ольга Сергеевна 11.11.1951г.

2. Аверченко Анастасия Геннадьевна 19.16.1986г.

3. Акиньшин Александр Вадимович 11.05.1988г.

4. Актаев Алексей Григорьевич 27.03.1965г.

5. Баженов Камил Юрьевич 25.12.1984г.

6. Богдан Валерий Петрович 19.09.1955г.

7. Ботнарь Разида Нурмухаметовна 15.09.1970г.

8. Быковский Дмитрий Владимирович 23.08.1967г.

9. Волкова Людмила 17.01.1954г.

10. Жириков Дмитрий Александрович 20.05.1980г.

11. Жукова Оксана Викторовна 19.07.1978г.

12. Захаров Анатолий Владимирович 26.06.1979г.

13. Иванюта Дмитрий Николаевич 18.01.1987г.

14. Игнатьев Николай 02.02.1976г.

15. Искрин Александр Юрьевич 06.09.1962г.

16. Коровин Алексей Николаевич 03.09.1976г.

17. Крутько Сергей Викторович 10.08.1966г.

18. Кудрявцев Дмитрий Владимирович 21.09.1986г.

19. Куляшов Денис Валерьевич 16.08.1979г.

20. Курочкина Ольга Геннадьевна 23.10.1976г.

Читайте также:  Вайлант или бакси что лучше

21. Лебедев Александр Иванович 29.09.1951г.

22. Ложкина Галина Борисовна 19.06.1955г.

23. Мальцева Галина Павловна 01.04.1961г.

24. Мартьянов Антон Борисович 06.11.1989г.

25. Медведев Николай Яковлевич 25.01.1943г.

26. Павлинский Руслан Борисович 30.07.1980г.

27. Пачежерцева Татьяна Сергеевна 11.12.1978г.

28. Пейль Константин Викторович 27.09.1987г.

29. Полиенко Виктор Анатольевич 15.01.1971г.

30. Провоторов Михаил Николаевич 21.01.1981г.

31. Прямушкина Наталья Александровна 15.09.1968г.

32. Рубанко Вячеслав Геннадьевич 27.02.1965г.

33. Рябков Иван Иванович 03.06.1980г.

34.Сидоров Кирилл Александрович 07.11.1985г.

35. Федоров Юрий Николаевич 01.01.1949г.

36. Холодилов Иван Владимирович 14.03.1983г.

37. Шибакин Сергей Николаевич 15.04.1952г.

38. Юферов Владимир Николаевич 02.06.1968г.

39. Якушков Сергей Евгеньевич 06.03.1970г.

Анцин Сергей Сергеевич – командир воздушного судна

Чехлов Никита Витальевич – второй пилот

Бердникова Мария Владимировна – бортпроводник

Болдырева Любовь Владимировна — бортпроводник

43 человека находились на борту самолета авиакомпании "ЮТэйр", который потерпел катастрофу сразу после взлета из аэропорта Тюмени. По последним данным, погиб 31 человек.

"По предварительным данным, после взлета воздушное судно пропало с экранов радаров. Экипаж воздушного судна не вышел на связь с диспетчером. По данным экипажа другого воздушного судна, самолет обнаружен на расстоянии 3-5 км от взлетно-посадочной полосы в районе деревни Горьковка Тюменской области. На место происшествия незамедлительно выехала следственно-оперативная группа Следственного комитета РФ, создана комиссия по расследованию авиаинцидента. Причины происшествия устанавливаются", — сообщила официальный представитель Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Марина Бубкина.

"В Тюменскую область запланирован вылет 3 самолетов МЧС России: 2 самолета Ил-76 и самолет Як-42. На 9 часов запланирован вылет первого самолета. На борту самолетов – оборудование, техника, спасатели, психологи, а также медицинские модули для доставки раненых в Москву", — заявила начальник управления информации МЧС России Ирина Андрианова.

Установлены личности уже 9 человек из госпитализированных в больницы Тюмени и личности 7 погибших. Всего на борту находилось 39 пассажиров и 4 членов экипажа. При этом стало известно, что всего было продано 40 билетов на этот рейс. Один пассажир, судя по всему, на самолет не успел. В аэропорту Сургута развернут оперативный штаб для работы с родственниками погибших и пострадавших.

Следователи в тюменском аэропорту изымают техническую и предполетную документацию "ЮТэйр", которая относится к этому рейсу. Из Москвы вылетел борт МЧС с врачами, психологами и медицинским оборудованием.

Следствие рассматривает несколько версий крушения. Среди них – неисправность техники и ошибка пилотирования. Кроме того, специалисты не исключают, что причиной могла стать и ошибка наземных диспетчерских служб. Впрочем, говорить о причинах трагедии пока рано.

На место вылетает комиссия Межгосударственного авиационного комитета для проведения технического расследования. В нем примут участие представители изготовителя воздушного судна – Франции, двигателя — Канады, и страны регистрации — Великобритании (борт был зарегистрирован на Бермудских островах, передает "Интерфакс").

Стало известно, что проблемы у экипажа начались еще на взлете. Самолет поднялся на высоту всего около 100 метров, а затем с ним прервалась связь. После падения ATR-72 развалился на части.

Из 43 человек, которые находились на борту, 39 — пассажиры, 4 — члены экипажа. Выжили 12 пассажиров. Все пострадавшие в тяжелом состоянии доставлены в больницы. 8 из них сейчас находятся в операционных, еще 4 — в реанимации.

О случившемся в Тюмени был незамедлительно поставлен в известность Владимир Путин. Как рассказал журналистам пресс-секретарь главы Правительства Дмитрий Песков, Премьер-министру докладывают информацию по линии всех ведомств, которые задействованы в оказании помощи пострадавшим и в расследовании причин авиакатастрофы.

На месте трагедии находятся все оперативные службы. Туда направляется глава Следственного комитета Александр Бастрыкин вместе с группой опытных следователей и криминалистов центрального аппарата СКР. С родственниками погибших и пострадавших работают психологи.

В связи с авиакатастрофой в Тюмени открыт телефон горячей линии, по которому можно узнать информацию о пассажирах, находившихся на борту упавшего лайнера: 8 (3452) 59-02-90.

Еще один номер работает в Центре экстренной психологической помощи МЧС России: 8 (800) 775-17-17.

Компания "ЮТэйр" опубликовала список всех пассажиров, находившихся на борту. Сейчас уточняются фамилии пострадавших и погибших.

ATR-72 — это среднемагистральный двухмоторный турбовинтовой самолет. Управляется 2 пилотами, на борт может взять до 74 пассажиров. Первый полет самолета этого типа (производства Франции) был совершен в 1988 году. До настоящего момента выпущено чуть более 400 подобных машин. Из них в различных инцидентах (не считая нынешний) было потеряно 13.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector