Сценарий для мультика на 1 минуту

Сценарий для мультика на 1 минуту

Начинаем мини-курс от режиссера и сценариста анимационных фильмов Миши Сафронова. В первом уроке мы придумаем историю и напишем сценарий для будущего мультфильма

  • 26 июня 7496
  • Миша Сафронов

Популярное

Как это снято: «Зеленая миля»

10 фильмов 2019 года с лучшими визуальными эффектами

Как омолаживали главных героев фильма «Ирландец»

«Союз спасения»: как создавались костюмы для декабристов

15 лучших отечественных короткометражек 2010-х годов

Всем привет! Меня зовут Миша Сафронов, я из Петербурга. Я пришел в анимацию, потому что мной завладела идея делать свое кино. Я услышал от коллег, что есть специальная программа и анимационное кино можно сделать самому в одиночку. Оказалось, что это правда.


Создание анимации в программе FLASH / Фото: скриншот

Для создания мультфильма формально есть только одно необходимое условие — нужна анимация, ожившая картинка. Изображение может ожить без какой-либо подготовки. Можно увлечься созданием анимации в программе FLASH, испытать восторг демиурга, просидеть всю ночь и сделать мультфильм. Но наутро восторг проходит, и появляется более трезвый взгляд на свою работу. Возникает желание что-то улучшить или поменять, прежде чем показать фильм друзьям. И вообще фильм ли это? Закрадываются сомнения, возникает куча вопросов к материалу. Становится понятно, что для хорошего результата нужна подготовка, нужен продуманный план, тем более что анимация — вещь очень затратная, для ее создания требуется много сил, времени, а часто еще и денег.

Придумываем историю

Фильм обязательно должен начинаться с задумки, с написания сценария. Сценарий уже должен отвечать на многие вопросы про будущий фильм: про что история? В чем художественная задумка? Как сделать так, чтобы задумка сработала?

Поскольку речь идет не просто про историю, а про историю в мультфильме, то ваша задумка должна обязательно опираться на изображение.

Анимационное кино — это игра с изображением и воображением. Если такой задумки в вашем фильме (истории) нет, то нет смысла использовать анимацию — можно снять художественное или документальное кино.

А в мультфильме могут быть превращения, чудеса, преодоление притяжения, нарушения законов физики и так далее. В кино вам непросто снять живого динозавра, а в мультфильме проще простого. Он даже разговаривать сможет.

Но если вы не придумали, как играть с изображением, то не стоит затевать фильм, анимационное кино — это в первую очередь визуальный аттракцион, за это мы его и любим.


Историю питона бессмысленно рассказывать в кино, а в анимации такой герой органичен. Кадр из мультфильма «Питон и сторож» (2015) / Фото: «Союзмультфильм»

Чтобы написать сценарий, нужно придумать историю. Она должна быть очень короткая, иначе вам ее просто не воплотить в одиночку. На свете есть куча шикарных коротких мультфильмов. Предположение, что «чем фильм длиннее, тем лучше» — полная чушь. Ровно наоборот, именно у короткого мультфильма больше шансов пленить зрителя. Лучше сделать фильм на минуту, чем задумать десятиминутный фильм и не доделать.

Любая история держится на герое. Именно он — центр любой истории. Если зритель сможет полюбить, прикипеть сердцем к вашему герою, то он сможет испытать эмоциональное впечатление от фильма, а именно это и есть цель — заставить зрителя удивиться, улыбнуться, испугаться, всплакнуть. Никто не хочет делать поучительное кино, и никто не хочет смотреть поучительное кино. Все хотят получить от кино впечатление, а впечатление это эмоции.


Страх выглядит как симпатичный чудик с ручками и ножками. Кадр из мультфильма «Страхи» (2015) / Фото: Vancouver Film School

Придумайте необычного интересного героя, но не усложняйте его образ, не пытайтесь делать заумное серьезное кино. Сила в простоте и юморе, а не в пафосе.

Любая история с вашим героем будет про изменения. Если ничего не меняется, то и истории нет. Когда что-то меняется, это называется событие. Событие — главный элемент драматургии, который как раз и демонстрирует зрителю, что произошло изменение, на которое придется как-то реагировать.


Свинка Софи может летать на крыльях, но решает отказаться от них — это событие. Кадр из мультфильма «Без крыльев» (2014) / Фото: Анимационная студия «Да»

Первая часть истории называется экспозиция: она показывает героя до того, как произошло событие, которое изменит его жизнь.Событие, изменившее жизнь героя, называется завязка.

Завязка и кульминация — это события. Экспозиция, перипетии и развязка — отрезки

Любое событие происходит мгновенно, но ему требуется подготовка.

Экспозиция — время до завязки, а завязка истории лишь мгновение. Потому что событие это новая информация и для героя, и для зрителя, а информацию мы считываем мгновенно.

После произошедшего в завязке события жизнь героя (показанная в экспозиции) поменялась, и теперь герою надо как-то на это отреагировать. Он уже не может жить, как раньше, новые обстоятельства требуют от героя предпринять какие-то действия. Начинается «путь» героя, он пытается преодолеть возникшие препятствия.


Малыш встречает Карлсона — это завязка истории. Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон» (1968) / Фото: «Союзмультфильм»

Зритель начинает переживать за героя — получится ли у него? Ответ на этот вопрос заложен в главном событии истории — в кульминации. Это наиболее «переживательный» миг истории. Например, в любом анекдоте это момент, когда должен раздаться смех. Вся история это лишь подготовка к кульминационному событию. Отрезок времени после завязки и до кульминации названием перипетии.


Муравьишка летит вниз на гусенице — кульминация истории. Кадр из мультфильма «Путешествие муравья» (1983) / Фото: «Союзмультфильм»

Читайте также:  Приложение для скачивания видео для iphone

После кульминации остается еще немного времени, чтобы рассказать, чем закончилась история, какие изменения произошли во внутреннем мире героя и в его жизненных обстоятельствах после событий, произошедших на наших глазах. Эта концовка истории называется развязкой.

  • экспозиция,
  • перипетии,
  • развязка.
  • завязка,
  • кульминация.

Автору всегда следует проверять себя — какие изменение произошли внутри героя в связи с тем, что произошло снаружи.

Итак, сценарии начинаются не с того, что вы садитесь и пишете, а с того, что садитесь и придумываете структуру истории, ее скелет, который позже должен обрасти описаниями и диалогами. Но сначала придумайте интересного героя и придумайте два события (завязку и кульминацию), которые произойдут в его жизни.

Мультфильм «Пык-пык-пык» (2014)

Прекрасный пример драматургии в мультфильме Димы Высоцкого «Пык-пык-пык» (2014). Главные герои этого фильма — муравьи и птица. Их привычная жизнь (экспозиция) нарушается появлением общего врага-дровосека (завязка). Это заставляет муравьев и птицу объединиться (перипетии) и сразиться (кульминация) с врагом. После чего их отношения между собой меняются (развязка) — муравьи и птица уже не ссорятся как в начале, а дружат (арка героя).

Когда у вашей истории возникает такая продуманная структура, вам надо написать сценарий.

Передаем эмоции

Сценарий принципиально отличается от литературы тем, что в сценарии мы можем описывать лишь то, что происходит на экране и что мы слышим. В литературе органично и легко возникает внутренний монолог героя или описание того, что герой чувствует, на что надеется, чего боится.

На экране (как и в театре) герой не может рассказывать зрителю свои переживания или мысли — это будет нелепо и беспомощно. Поэтому основная задача создания истории для экрана — придумать каким образом выразить внутренний мир героя через его внешние проявления. Например, когда герой зевает, зритель понимает, что герой хочет спать или ему скучно. Его внутренний мир выражается через внешнее действие, и зритель понимает, что сейчас происходит внутри героя. А как выразить, что герой сомневается или растерян? Это уже намного сложнее.

Анимационный фильм — это в первую очередь изображение, поэтому герои должны меньше говорить и больше действовать. Через их даже самые небольшие действия, например, жесты, необходимо раскрывать их внутреннее состояние, чувства и мысли.

Оформляем сценарий

При написании сценария продумывайте действия героев, описывайте их — это в сценарии называется описание. При появлении диалогов, отбивайте их от описания новым абзацем. Если действие происходит одновременно с диалогом, вставляйте описание действия прямо в прямую речь героев, это называется ремарка.

Не используется прошедшее и будущее время. В форме сценарной записи существует только одно время — здесь и сейчас. Когда у вас меняется место действия или проходит время, у вас всегда появляется новый эпизод.


Требования по оформлению сценария: диалог отделяется новым абзацем, шрифт Courier New, кегль 12

В сценарии эпизоды имеют последовательные номера и начинаются с вводной информации — место действия, в помещении ИНТ. (сокращение от интерьер) или вне помещения НАТ. (натура). Например, «НАТ. ПОЛЯНКА В ЛЕСУ». Потом указывается время дня — Ночь, Раннее утро и т.д. Можно найти пример стандартного оформления сценария, изучить, какой используется шрифт и кегль, какое форматирование. Это важно, если вы собираетесь заниматься этим профессионально, но если сценарий нужен только вам для личного пользования, то можете писать его в удобной вам форме.

Найдите простой короткий мультфильм, который вам нравится. Проанализируйте его сильные стороны — почему именно вам нравится именно этот мультфильм. Это будет ваш референс, ориентир вашего вкуса. Постарайтесь при написании сценария использовать те же сильные стороны, что и в референсе.


Задумывая свой новый фильм, я вспоминаю о том, какое кино люблю сам. Кадр из мультфильма «Веселый Роджер» (1999) / Фото: Astley Baker/Silver Bird Production

Не пытайтесь сделать грандиозную работу. Нацельтесь на два самых важных свойства любого хорошего мультфильма — он должен быть понятным и интересным. Эти две задачи не такие простые, как может показаться. Даже многие опытные и именитые авторы зачастую не могут с ними справиться.

Ваши персонажи должны быть обаятельными. Постарайтесь избежать диалогов, опирайтесь на действие. Когда ваш сценарий как драматургическая схема готов, можно переходить к более детальной разработке персонажей. Это повлечет за собой изменения в сценарии, но это не плохо — пока фильм не закончен, все этапы подготовки могут и должны претерпевать изменения.

Привет, читатели блога Olston3D! В статье «Как стать 3D аниматором. Часть 3 – Обучение» я писал о том, как рационально продумать сюжет для анимации, которая войдет в ваше портфолио. Сегодняшнюю статью я хочу посвятить самому сюжету, а именно тому, как придумать сюжет для мультфильма.

Прежде чем приступить к творчеству, решим сначала финансовые и технические вопросы. Что касается финансов, то тут все более-менее понятно – их всегда мало! А это значит, что вы стопудово не располагаете мощностями, которые есть, скажем, у «Pixar» или «Dreamworks». Понятно, что и мультфильмы такого уровня и такой сложности вы не в состоянии создать. Ясно! Сразу выметаем из головы весь мусор, связанный с глобальными проектами, и спускаемся с небес на землю.

А на земле мы имеем одну рабочую станцию с хорошей игровой видеокартой. Иногда бывает несколько компов, принадлежащих, как правило, членам семьи. Хорошо, если они объединены в домашнюю сеть. В этом случае, после настройки Backburner, можно использовать сетевой рендеринг. Даже с учетом домашней сети, серьезный проект не потянуть. Нет, ну можно, конечно, попытаться! Я где-то читал – не помню где – что если такой мультфильм, как «Шрек», поставить рендерить на домашнюю станцию, то просчет может занять 180 лет! Да-а-а-а! Обидно будет после окончания проекта, увидеть в зеркале убеленного сединою старца с длинной бородой и морщинами под глазами.

Читайте также:  Ip адрес на рабочем столе windows

С технической стороной разобрались. Пора переходить к творческой. Нам нужен ёмкий, несложный, желательно смешной сюжет для мультфильма. Если вы планируете работать по специализации аниматора, то должны понимать, что вашему будущему работодателю абсолютно безразлично, насколько реалистично выглядят ваши герои, его совершенно не интересует глобальность проекта, да он и не ожидает от вас ничего подобного. А вот что действительно интересует работодателя – это ваше воображение, ваше понимание юмора, нетрадиционность мышления и качество анимации.

В принципе, достаточно одного персонажа с минимальным окружением, а то и вообще без окружения. Главное, чтобы герой был интересен и его поведение вызывало улыбку или здоровый смех. Очень хорошо, если смех переходит в лошадиное ржание. Это залог успеха! Хорошим примером простой, но впечатляющей и смешной анимации, служит «Адская белка» со своими «кудяпликами». Если не видели – поищите на Youtube. При работе над движениями героя используйте 12 принципов анимации, разработанных командой Диснея в 30-х годах прошлого века.

А теперь мы подобрались к главной теме этого поста – как придумать сюжет для мультфильма. Даже для очень короткой анимации нужна хлесткая, лаконичная история. И здесь вступают в силу законы драматургии:

  • Экспозиция, география
  • Завязка
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка, завершение

На примере короткого сюжета для мультфильма мы с вами рассмотрим каждый пункт подробнее. А вот и сам сюжет:

Чемпионат мира по тяжелой атлетике. На помосте лежит огромная штанга. Слышен шум болельщиков на трибунах. На помост выходит огромный детина в костюме тяжелоатлета. Всем своим поведением он показывает, что круче него только звезды на небе. Он – лидер! Слышны вздохи восхищения поклонниц. На его лице сияет голливудская улыбка супермена. Он готовится поднять штангу. Не спеша подходит к спортивному снаряду, наклоняется, берется за гриф, приседает и… Мы видим, как напрягаются и играют мышцы спортсмена. Рывок! Вес взят! Под ликующие крики зала, наш герой стоит с высоко поднятой штангой. При этом он, как заправский мачо, поигрывает бровью, явно флиртуя с какой-то дамой на трибунах. Наконец штанга с грохотом опущена, и тяжелоатлет купается в овациях ревущего зала.

В этот момент на помосте появляется мальчишка, лет десяти, и с отсутствующим видом направляется к тяжелому спортивному снаряду. Улыбка на лице победителя сменяется на выражение неподдельной паники. Он явно предчувствует неминуемую беду. Мальчишка берется одной рукой за гриф штанги. В зале слышен единый выдох: «Ах!» Супермен машет руками, как бы говоря парнишке: «Не делай этого. ». Но мальчик, не обращая внимания на происходящее вокруг, без всяких усилий поднимает грозный снаряд, и с тем же невозмутимым видом удаляется с помоста. Все понимают, что штанга ПЕНОПЛАСТОВАЯ! Трибуны взрываются диким хохотом. Супермен повержен, унижен и посрамлен. Мальчишка, подходя со штангой в руке к краю помоста, оборачивается, чтобы посмотреть на растоптанного «победителя». На лице пацана возникает гримаса резкого испуга. А на лице супермена мы видим выражение дикой ярости. Он готов убить на месте этого маленького негодяя. Мальчишка, видя опасность, бросается за кулисы, испуганно оборачиваясь назад. Вслед за ним, под улюлюканье и ржание зала, с криком: – «Стоять, смертник!», несется громила штангист. Занавес.

А теперь по-порядку.

Экспозиция, география.

В начале мульта мы показываем помост и штангу, лежащую на нем. То есть мы сразу даем понять зрителю, что речь идет о тяжелой атлетике. Шум на трибунах подчеркивает, что это массовое зрелище. Это и есть экспозиция или география места действия.

Завязка.

Выход главного героя – тяжелоатлета – это и есть завязка. Зритель понимает, что сейчас будет попытка взять вес.

Развитие.

Поведение супермена, его улыбка, заигрывание с женским полом и поднятие штанги, появление мальчишки – это развитие сюжета. Зритель видел спортсменов-тяжелоатлетов на настоящих соревнованиях. Они, как правило, сосредоточенны и собраны, ведь поднять штангу – дело не шуточное. А такого самоуверенного дылду, никто не ожидал увидеть. И это очень хорошо, потому что неожиданное действие порождает интерес. А уж появление мальчишки на помосте вообще никто не ожидал. Это создает интригу и еще больше повышает интерес к происходящему на экране.

Кульминация.

Я думаю, что и без моих объяснений понятно, что кульминацией всей сцены является момент поднятия штанги мальчишкой. Это пик напряженности. Понимание залом, что штанга сделана из пенопласта, последовавший за этим хохот, усиливают и подчеркивают комичность и абсурдность ситуации.

Развязка, завершение.

Точкой в этой веселой истории является погоня супермена за мальчишкой. После этого рассказывать больше не о чем. Все и так ясно. Опускающийся занавес или уход в затемнение, логично завершают повествование.

Это пример того, как минимальными средствами можно добиться прекрасных результатов. В этом коротком сюжете соблюдены все законы драматургии.

А вот еще один пример короткого сюжета. Замечательный писатель, сатирик и юморист Андрей Кнышев написал книгу, наполненную искрометным юмором. Она носит необычное название – «ТОЖЕ КНИГА». Среди великолепных шуток, придуманных автором, есть, на мой взгляд, очень смешная зарисовка. Привожу ее здесь:

Читайте также:  Bash cookbook на русском

«Толпа на площади. Патрульная машина ГАИ пробивается, командуя через микрофон: «Пропустите колонну! Колонну пропустите!» Толпа расступается, и в освободившееся место с грохотом падает колонна Большого Театра.»

Блестяще! Чем не сюжет для мультфильма? Однако мы понимаем, что такого рода работу, выполнить очень сложно и трудоемко. Необходимо моделировать или искать готовую модель Большого Театра, моделировать или искать готовую модель патрульной машины ГАИ, микрофона, самих гаишников и, наконец, анимировать толпу и ее поведение. На создание такой короткометражки уйдет колоссальное количество времени и ваших сил.

Но самое интересное заключается в том, что сюжет со штангистом и сюжет с колонной, абсолютно равнозначны по степени влияния на зрителя. И тот и другой сюжеты вызовут одну реакцию – смех. Так стоит ли убивать свое время на глобальные проекты, стоит ли тратить драгоценные машино-часы на рендер тяжелых сцен? Интерес у зрителя вызывает идея, сюжет и воплощение этого сюжета, а не ваше мастерство моделлера, текстурщика, сетапера или визуализатора. Это остается за кадром. Это никому не интересно. Интересен РЕЗУЛЬТАТ!

Есть еще ряд вещей, которые вы должны знать и учитывать при поиске сюжета для своих будущих творений. Что вызывает интерес у зрителей? Прежде всего – это конфликт! В вашем мультике обязательно должны быть положительный и отрицательный персонажи. То есть, своего рода, добро и зло, черное и белое. Конфликт всегда «цепляет» зрителя, потому что интересно чем он закончится. И конечно, зло должно быть повержено. Праведная месть, торжество справедливости, дают зрителю моральное удовлетворение и чувство завершенности действия. Этими нехитрыми правилами блестяще владеют кудесники Голливуда.

Не надо ломать голову в поиске сюжета. Посмотрите вокруг. Всегда можно найти что-то веселое и смешное рядом. Вот! На вскидку! Пока писал эти строчки, на ум пришел простенький сюжет: два приятеля пьют кофе. Один рассказывает смешную историю или анекдот. Самая смешная часть истории, совпадает с глотком кофе у слушающего. Тот начинает смеяться с кофе во рту прямо в чашку. В результате весь напиток выплескивается на его лицо, выдуваемый из чашки несвоевременным приступом смеха. Рассказчику остается только брать ноги в руки, и обгоняя собственный крик, уматывать от справедливого возмездия.

Ну вот, я рассказал вам как придумать сюжет для мультфильма. Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями. Они будут вам благодарны! И не забывайте ставить «Лайки»!

Нейтрально одетый ЧЕЛОВЕК средних лет стоит посреди улицы. Мимо едут машины, идут люди, жизнь большого города. Некоторое время человек просто спокойно стоит, потом осторожно трогает за рукав ПРОХОЖЕГО.

Человек не говорит нормально, вся его речь – сплошное непонятное бормотание, на интонациях.

ПРОХОЖИЙ
Извините, не понимаю.

Прохожий уходит. Человек подходит к идущей мимо ЖЕНЩИНЕ.

Женщина отшатывается и уходит. Человек подходит к идущему мимо опрятно одетому ДЖЕНТЛЬМЕНУ.

ЧЕЛОВЕК
(с робкой надеждой)
Брлмбрлм?

ДЖЕНТЛЬМЕН
Что Вы сказали? What did you say?

ДЖЕНТЛЬМЕН
I don’t understand. What did you say?

Человек поворачивается и пытается уйти, но джентльмен не отстает.

ДЖЕНТЛЬМЕН
(настойчиво)
What did you say, sir?

Человек панически скрывается от джентльмена в толпе.

Человек подходит еще к нескольким прохожим. Один не обращает на него внимание, другой разговаривает по телефону и нетерпеливо отмахивается от него, кто-то толкает. Человек останавливается, растерянный и несчастный. Понемногу людской поток подхватывает его. Человек идет по улица, сначала совсем понурый, потом понемногу успокаиваясь. Людей вокруг становится меньше.

Задумавшись человек толкает ПОЖИЛОГО ДЖЕНТЛЬМЕНА.

ПОЖИЛОЙ ДЖЕНТЛЬМЕН
Ничего-ничего, молодой человек.

Пожилой джентльмен приветливо улыбается человеку и продолжает свой путь. Человек, приободрившись, идет дальше.

На дороге у человека рядом с лужей сидят дети. ВИХРАСТЫЙ МАЛЬЧИК смастерил кораблик из палочек и досочек и пускает его в луже. МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК пытается смастерить такой же прекрасный кораблик из бумаги, но у него не получается. Он теребит вихрастого мальчика, но тот отмахивается от него. Человек подходит к ребятам, берет бумагу и ловко мастерит красивый кораблик. Протягивает его маленькому мальчику и помогает запустить в луже.

Дети завороженно смотрят на кораблик.

ВИХРАСТЫЙ МАЛЬЧИК
Ух ты!

МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК
Спасибо, дяденька!

Человек смеется вместе с ребятами и, довольный идет дальше. Ему весело, он что-то мурлычет под нос и радостно смотрит на солнышко.

Группа РАБОЧИХ столпилась у него на пути, примеряясь, как бы лучше затащить в подъезд объемные коробки.

ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ
Ты меня слушаешь вообще, а? Не пролезет оно так.

ВТОРОЙ РАБОЧИЙ
Нужно просто дверь придержать и во-от так повернуть!

ВТОРОЙ РАБОЧИЙ
Вот, слышишь, и мужчина то же самое говорит!

ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ
Давай попробуем.

Рабочие уносят коробку, освобождается проход, и человек идет дальше. Он благожелательно-спокоен.

Понемногу на город опускается вечер. Людей и машин становится все меньше. Человек идет все медленнее. Сначала он спокойно идет прогулочным шагом, потом спокойное одиночество сменяется тревожным и пронзительным, он бредет, тоскливый и одинокий. На город опустилась ночь, все стихло. Человек стоит один на один с пустынымм мрачным городом.

Кажется, что на этом почти ставится точка, как вдруг из-за угла выныривает группа так же странно балаболящих людей, спешащая за гидом с зонтиком. Человек бросается к ним, вливается в толпу, и все хорошо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector