Шим для вентилятора на ne555

Шим для вентилятора на ne555

Регулировка оборотов электродвигателей в современной электронной технике достигается не изменением питающего напряжения, как это делалось раньше, а подачей на электромотор импульсов тока, разной длительности. Для этих целей и служат, ставшие в последнее время очень популярными — ШИМ (широтно-импульсно модулируемые) регуляторы. Схема универсальная — она же и регулятор оборотов мотора, и яркости ламп, и силы тока в зарядном устройстве.

Схема ШИМ регулятора

Указанная схема отлично работает, печатная плата прилагается.

Без переделки схемы напряжение можно поднимать до 16 вольт. Транзистор ставить в зависимости от мощности нагрузки.

Можно собрать ШИМ регулятор и по такой электрической схеме, с обычным биполярным транзистором:

А при необходимости, вместо составного транзистора КТ827 поставить полевой IRFZ44N, с резистором R1 — 47к. Полевик без радиатора, при нагрузке до 7 ампер, не греется.

Работа ШИМ регулятора

Таймер на микросхеме NE555 следит за напряжением на конденсаторе С1, которое снимает с вывода THR. Как только оно достигнет максимума — открывается внутренний транзистор. Который замыкает вывод DIS на землю. При этом на выходе OUT появляется логический ноль. Конденсатор начинает разряжаться через DIS и когда напряжение на нем станет равно нулю — система перекинется в противоположное состояние — на выходе 1, транзистор закрыт. Конденсатор начинает снова заряжаться и все повторяется вновь.

Заряд конденсатора С1 идет по пути: «R2->верхнее плечо R1 ->D2«, а разряд по пути: D1 -> нижнее плечо R1 -> DIS. Когда вращаем переменный резистор R1, у нас меняются соотношения сопротивлений верхнего и нижнего плеча. Что, соответственно, меняет отношение длины импульса к паузе. Частота задается в основном конденсатором С1 и еще немного зависит от величины сопротивления R1. Меняя отношение сопротивлений заряда/разряда — меняем скважность. Резистор R3 обеспечивает подтяжку выхода к высокому уровню — так так там выход с открытым коллектором. Который не способен самостоятельно выставить высокий уровень.

Читайте также:  Как найти благоприятный исход

Рекомендации по сборке и настройке

Диоды можно ставить любые, конденсаторы примерно такого номинала, как на схеме. Отклонения в пределах одного порядка не влияют существенно на работу устройства. На 4.7 нанофарадах, поставленных в С1, например, частота снижается до 18кГц, но ее почти не слышно.

Если после сборки схемы греется ключевой управляющий транзистор, то скорее всего он полностью не открывается. То есть на транзисторе большое падение напряжения (он частично открыт) и через него течет ток. В результате рассеивается большая мощность, на нагрев. Желательно схему параллелить по выходу конденсаторами большой емкости, иначе будет петь и плохо регулировать. Чтобы не свистел — подбирайте С1, свист часто идет от него. В общем область применения очень широкая, особенно перспективным будет её использование в качестве регулятора яркости мощных светодиодных ламп, LED лент и прожекторов, но про это в следующий раз. Статья написана при поддержке ear, ur5rnp, stalker68.

Один знакомый попросил сделать ему подсветку приборной панели, но получилось что ночью светит слишком ярко, а регулятора яркости в машине нет, поэтому пришлось делать его самому с помощью микросхемы NE555,

По схеме изготовил плату

При установке в автомобиль, регулировочный резистор будет выведен на панель.
Регулятор можно использовать не только для подсветки, я подключал вентилятор 12 Вольтовый, и управлял скоростью вращения.

Смотрите также

Комментарии 32

И у мня на Мазде похожая ситуация назревает…
www.drive2.ru/l/510256409489703091/

только там родной резистор 105 Ком.
Какие изменения в схему нужно внести для такого резистора?

методом подбора, или переменный поставь

Почитал. Судя по типу включения там пофиг на номинал, там плечи заряда-разряда роль играют.

Извиняюсь за наглость, не глянете разводку по вашей схеме на моей плате, не накосорезил ли я где. Внизу там индикаторный светодиод стоит, его в Вашей схеме нет.

Читайте также:  Palit gtx 760 jetstream цена

INS — 12 вольт, ILL — на приборку, GND — земля

Смотрю с телефона, плохо видно, но вроде все Ок…

Один знакомый попросил сделать ему подсветку приборной панели, но получилось что ночью светит слишком ярко, а регулятора яркости в машине нет, поэтому пришлось делать его самому с помощью микросхемы NE555,

По схеме изготовил плату

При установке в автомобиль, регулировочный резистор будет выведен на панель.
Регулятор можно использовать не только для подсветки, я подключал вентилятор 12 Вольтовый, и управлял скоростью вращения.

Смотрите также

Комментарии 32

И у мня на Мазде похожая ситуация назревает…
www.drive2.ru/l/510256409489703091/

только там родной резистор 105 Ком.
Какие изменения в схему нужно внести для такого резистора?

методом подбора, или переменный поставь

Почитал. Судя по типу включения там пофиг на номинал, там плечи заряда-разряда роль играют.

Извиняюсь за наглость, не глянете разводку по вашей схеме на моей плате, не накосорезил ли я где. Внизу там индикаторный светодиод стоит, его в Вашей схеме нет.

INS — 12 вольт, ILL — на приборку, GND — земля

Смотрю с телефона, плохо видно, но вроде все Ок…

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector