Синтаксический разбор простого предложения пример

Синтаксический разбор простого предложения пример

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    • Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    • Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    • Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
    Читайте также:  Установка и подключение бензогенератора

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое — какой формой глагола;
      • составное глагольное — из чего оно состоит;
      • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

      В предложении, имеющем однородные члены.

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

      В предложениях с обособленными членами:

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

      В предложениях с обособленными членами речи:

      Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

      В сложносочиненном предложении:

      Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

      Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

      В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

      Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

      Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

      Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

      В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

      В сложном бессоюзном предложении:

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

      Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

      Читайте также:  Майкрософт люмия 535 камера

      Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

      В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

      Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

      По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

      Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

      Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

      Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

      Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

      Схема синтаксического разбора простого предложения

      Если необходимо выполнить синтаксический разбор простого предложения, рекомендуем следовать такой схеме:

      • найти и подчеркнуть грамматическую основу;
      • определить, чем выражены главные члены;
      • подчеркнуть второстепенные члены, предварительно поставив к ним вопросы; определить, какой частью речи выражены они;
      • дать характеристику предложению; при необходимости составить схему (например, однородных членов).

      Рассмотрим, как надо выполнять эти элементы разбора.

      Как найти грамматическую основу

      Поиск главных членов можно начать и с подлежащего, и со сказуемого.

      Между подлежащим и сказуемым существует особая – предикативная – связь; можно ставить вопрос и от подлежащего к сказуемому, и от сказуемого у подлежащему.

      Подлежащее чаще всего бывает выражено существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием количественного числительного с существительным, синтаксически неделимым сочетанием; реже – инфинитивом или количественным числительным. Первые лучаи встречаются часто, с ними ребята знакомятся уже в 5 классе.

      Сказуемое может быть выражено любой частью речи, кроме деепричастия, фразеологизмом, синтаксически неделимым сочетанием. Оно может быть

      • простым глагольным (один глагол: “кошка спит”)
      • составным глагольным (инфинитив плюс фазовый или модальный глагол в личной форме или краткое прилагательное с модальным значением: “я рад был помочь”)
      • составное именное (связка “быть” или полусвязка “стать, казаться” и т.п. плюс именная часть: “скамейка окрашена”)

      А если главный член один?

      Тогда предложение односоставное. Необходимо определить его вид:

      • назывное (Зима.);
      • определенно-личное (Принеси воды);
      • неопределенно-личное (В дверь стучат);
      • безличное (Похолодало).

      Второстепенные члены

      Если второстепенных членов нет, предложение нераспространенное. Если есть – оно распространенное, а второстепенные члены надо подчеркнуть:

      • дополнение – пунктиром;
      • определение – волнистой линией;
      • обстоятельство – “точка – тире”.

      Один и тот же член предложения иногда можно рассматривать и как обстоятельство, и как дополнение (иногда как определение и как дополнение); в такой ситуации лучше надписать над словом вопрос: ваза стоит где? на полке – обстоятельство, на чем? на полке – дополнение.

      Варианты осложнений

      Предложение может быть осложнено:

      • однородными членами;
      • обращением;
      • вводными конструкциями;
      • обособленными членами.

      Если есть однородные или обособленные члены, их надо подчеркнуть. Обращения и вводные конструкции членами предложения не являются. Для однородных необходимо сделать схему.

      Читайте также:  Как отписаться от ненужной рассылки

      Характеристика

      В характеристике указываем, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) и по интонации (восклицательное или невосклицательное). Затем перечисляем все то, что мы узнали, пока подчеркивали члены предложения и надписывали части речи:

      • простое;
      • двусоставное или односоставное (и какое односоставное);
      • распространенное или нераспространенное;
      • осложнено (чем?) или нет.

      Пример

      Приведем синтаксического разбора простого предложения пример.

      – побудительное, восклицательное, простое, односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением.

      Что мы узнали?

      Выполняя синтаксический разбор предложения, надо подчеркнуть все члены и надписать части речи (при необходимости – и вопросы). Затем дать характеристику предложению (по цели высказывания, интонации, простое, односоставное или двусоставное (можно указать тип сказуемого и обязательно – тип односоставного), распространенное или нераспространенное; если предложение осложнено, указать, чем оно осложнено.

      1. Простое предложение

      Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.
      По цели высказывания предложение повествовательное.
      По интонации предложение невосклицательное.

      Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.

      На перемене учитель попросил меня принести в класс географическую карту.

      2. Простое предложение, осложнённое однородными членами

      Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.
      По цели высказывания предложение повествовательное.
      По интонации предложение невосклицательное.

      Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.

      Однородные сказуемые разделяются запятой.

      3. Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами

      Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

      Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).

      Обособленные члены выделяются запятыми.

      Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.

      4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения

      Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

      Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье , которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.

      Вводное словосочетание выделяется запятой.

      5. Предложение с прямой речью

      «Что же ты стоишь!» — закричал я сердито.

      Предложение с прямой речью.

      Слова автора — закричал я сердито, прямая речь — «Что же ты стоишь!»

      Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.

      Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

      Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

      Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).

      Конспект урока «Образцы синтаксического анализа простого предложения».

      Следующая тема: «Синтаксический анализ сложного предложения».

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock detector