Смысл фильма враг с джейком джилленхолом

Смысл фильма враг с джейком джилленхолом

Фильм режиссера Дени Вильнёва «Враг» (2013) – это психологический детектив, который приковывает наше внимание с первых минут просмотра. Наверно, вы задавались вопросом, что символизируют пауки в данном фильме? Далее мы выясним, в чем же все-таки их смысл.

Адам Белл — профессор исторического колледжа в районе Торонто. Он довольно мрачный человек, в основном потому, что он застрял в рутине, которая включает в себя отношения с его подружкой, Мэри. Во время просмотра проката фильма он замечает актера в небольшой части, похожего на него. Адам становится одержимым, узнав об этом двойнике. Он узнает, что сценический псевдоним актера Даниэль Сен-Клер, настоящее имя которого Энтони Клер. Клэр — актер из Торонто, он женат на женщине по имени Хелен, которая в настоящее время беременна несколько месяцев. Затем Адам становится одержимым встречей с Клэр, которого он узнает при первом обнаружении. Они выглядят совершенно одинаково: от волос на лице до шрама, который есть у каждого из них. Давайте поэтапно разберемся, о чём фильм Враг.

Смысл фильма и его образов

Постоянные ссылки на пауков не являются темой фильма, как таковой. Но что они значат? (Кажется, это то, что каждый хочет знать)

Давайте посмотрим на пауков и то, что они символизируют в более широком смысле. Пауки-самки являются одними из немногих животных, которые убивают и пожирают своих партнеров-мужчин вскоре после спаривания. Идея уничтожить и съесть свою половую самку ужасна для людей, чье общество построено на концепции спаривания мужчины и женщины и того, чтобы оставаться вместе в качестве партнеров для совместного воспитания своих детей. Как вы думаете, почему женщин, которые убивают своих мужей / парней / любовников, в СМИ часто называют убийцами «черной вдовы»?

Именно эту интерпретацию паука стремился использовать Дени Вильнёв, используя паука во « Враге».

На протяжении всего фильма самые прямые появления пауков всегда касаются женщин. В частности, пауки используются для обозначения жены Энтони и его матери, а также подруги Адама. Другие, меньшие отсылки на пауков делаются на протяжении всего фильма, но я считаю, что они используются, чтобы усилить страх Энтони перед женщинами. Пример: провода над городом сливаются воедино, создавая вид, похожий на паутину.

Давайте разберем основные появления пауков и как они относятся к женщинам в фильме:

Первый раз мы видим паука в самом начале фильма. Энтони в секс-клубе и высокая, белокурая, которая очень похожа на девушку Адама, Мэри. Белокурая модель ставит блюдо с довольно большим пушистым пауком на сцену. Она маячит в туфлях на высоком каблуке. Когда пауки ползут с тарелки на сцену, нога модели нависает над ней и начинает опускаться, словно чтобы раздавить паука.

Эта сцена со светловолосой моделью, сокрушающей паука в секс-клубе, символизирует фантазии Энтони о мести, которые он питает к женщинам. Хотя это еще не раскрыто в хронологическом порядке, Энтони проецирует всю свою враждебность к своей жене, Хелен, в паука, поскольку Хелен «заперла» Энтони в ее сети брака и беременности. Дело Энтони с Мэри, которое символизирует светловолосая модель, является его избранным инструментом мести Хелен, олицетворенной пауком.

В следующий раз, когда мы увидим паука: это огромное чудовище, которое нависает над городом. Энтони видит это, глядя в окно дома своей матери. Вскоре после этого, его мать отчитывает за неудачную актерскую карьеру.

Сложные отношения Энтони с его нарциссической и контролирующей матерью — являются причиной его мрачных чувств к женщинам. Паук, которого он видит здесь, является самым крупным из четырех паукообразных в фильме. Как и большинство мужчин, мать Энтони служит самым значительным образцом для подражания в его жизни. Таким образом, его отношения с ней помогают формировать его взгляды на женщин.

Читайте также:  Acer software for windows 7

Следующий значительный мотив паука показан в последовательности сновидений Энтони. Во сне он вернулся в секс-клуб и увидел ту же модель из первой сцены фильма. На этот раз она ходит по потолку, и ее лицо больше не принадлежит ей. Вместо этого на ее плечах отвратительное клыкастое лицо паука. Этот сон происходит после того, как мы видим автомобильную аварию Энтони с подругой «Адама» после их ссоры в гостиничном номере.

Эта сцена происходит ближе к концу фильма. Вспомните упоминание, что модель выглядит как Мэри. Лицо модели теперь является гротескным лицом паука. Это символизирует гнев Энтони к Мэри за то, что она оставила его. Вот о чем шла их битва, и Энтони сделал все возможное, чтобы Мэри осталась, но безрезультатно.

Смысл концовки фильма Враг

Конец «Врага» — самая запутанная часть фильма для многих людей. Это имеет смысл, если вы понимаете мотив паука. Энтони находит ключ к секс-клубу в своем пальто и снова соблазняется его тайной жизнью неверности. (Секс-клуб символизирует его желание секса вне брака). Хелен выходит из душа и идет в их спальню. Энтони упоминает, что он хочет «выйти» в тот вечер, но Хелен не отвечает. (Имейте в виду, Хелен ЗНАЕТ о прошлых недоразумениях Энтони и обеспокоена тем, что у него будет другой роман). Не получив ответа от Хелен, Энтони проверяет ее только чтобы узнать, что она превратилась в огромного тарантула. Массивный паук, который практически заполняет их спальню, становится настолько напуган им, что он отступает в стену и сжимается там.

Этот момент символизирует изменение в силовой динамике отношений Энтони / Хелен, по крайней мере, с точки зрения Энтони. Она по-прежнему плетет паутину, злую женщину-паука, которая хочет поймать и поглотить его в его же уме, но теперь она также в каком-то смысле попала в ловушку и зависит от него. Ее страх, что он может снова обмануть, дает ему определенную силу в отношениях, по крайней мере, в настоящий момент. Энтони тоже это понимает.

Напишите в комментариях свои предположения и теории, о чем фильм Враг и какой его смысл. Мы с нетерпением будем ждать!

Содержание

  • Главный герой и его личности
  • Символ паука
  • Комментарии
  • 16.08.2014

    Dr. Freud рассуждает о смысле фильма "Враг", пауках и диссоциативном расстройстве идентичности

    Данную статью рекомендуется читать после просмотра фильма «Враг» (Enemy, 2013 г.).

    Всем привет! С вами Dr.Freud, и сегодня мы будем препарировать «Врага» Дени Вильнёва. Ну-с, начнем!

    Предположим что, главный герой страдает диссоциативным расстройством идентичности. Обычно при диагностике такого расстройства ссылаются на детскую психотравму, но в данном случае причина кроется в непереносимом внутриличностном конфликте.

    Попробуем воссоздать образ главного героя до болезни: это женатый молодой человек, мечтающий об актерской карьере и ведущий разнузданный образ жизни (любовница, секс-вечеринки и т.п.). И вдруг, в один прекрасный момент он узнает, что его жена беременна. Чем это может обернуться для него? С одной стороны, появление ребенка несет в себе дополнительную ответственность, прощание с беззаботной молодостью, свободой, а, возможно, даже и с мечтою. С другой стороны, гнетущее чувство вины мешает ему (физически) оставить беременную женщину. В конечном итоге, под напором противоречивых чувств и желаний его личность распадается на Адама и Энтони.

    Читайте также:  В племени тумба юмба алфавит

    Адам Белл сбегает на съемную квартиру (слова матери в начале фильма: «Спасибо, что ты мне показал свою новую квартиру, но как ты можешь так жить?»), устраивается учителем истории и заводит подружку Мэри, которая не требует серьезных отношений. Амнезируя события прошлой жизни, эта часть личности как бы выкристаллизовывается от всего лишнего (обмана, измен, несбыточной мечты). Так, на вопрос коллеги, любит ли он фильмы, Адам отвечает отрицательно. От цельной личности остается только нелюбовь к чернике и связь с матерью. На первый взгляд кажется, что его жизнь — это сплошной «день сурка» (лекции — дом — Мэри), но он доволен ею.

    Фактически он реализовал все свои стремления. Во-первых, он не безызвестный актер второго плана, а преподаватель, получающий внимание от своей основной публики — студентов. Во-вторых, он ведет активную половую жизнь и свободен от цепкой паутины семейного быта, которого так боится. Смог бы он добиться этого в прежней жизни? Вряд ли! Амбиции Энтони не позволили бы стать учителем, а отношения с Хелен настолько запущены, что требуют титанических усилий для восстановления. Она не доверяет мужу, обыскивая его карманы и просматривая телефон. Тот самый «тотальный контроль», который ему удалось избежать и о котором он с таким упоением рассказывал учащимся.

    Вторая личность — Энтони Клэр (Дэниэл Сент-Клер), дерзкий и импульсивный тусовщик в кожаной куртке, разъезжающий на мотоцикле. Его имя – это псевдоним, под которым герой когда-то играл второсортные роли. Хелен не привлекает его сексуально, он под любым предлогом стремится покинуть ее. Несмотря на то, что в актерском агентстве его не видели около шести месяцев, он постоянно отлучается по каким-то важным делам. Примечательно, что шесть месяцев протекает беременность Хелен, а возможно и столько же длится безумие и вторая жизнь главного героя .

    Чтобы материализовать страх главного героя, режиссер вводит образ паучихи. Не самой Хелен боится герой, а ее материнства и тех метаморфоз, что происходят с ее телом. По Фрейду, паук – это символ разгневанной матери. Фильм также перекликается с биографией художницы Луиз Буржуа. В одном из кадров появляется ее ожившая скульптура «Maman». Буржуа сравнивала свою мать с умной и трудолюбивой паучихой, а самым травматическим воспоминанием ее детства были постоянные измены отца.

    Таким образом, Хелен – разгневанная паучиха, плетущая паутину семейного бытия, откуда тщетно пытается выбраться Адам-Энтони.

    Раскрывающими смысл фильма «Враг» становятся слова матери: «Меньше всего тебе нужны встречи со странными людьми в отелях. Хватит того, что ты не можешь ужиться с женщиной (Хелен). Ты мой единственный сын, у тебя хорошая работа (преподавание), неплохая квартира (их квартира с Хелен и правда хороша), и раз уж мы откровенны, пора уже перестать строить иллюзии насчет актерской карьеры». Мать пытается образумить его и вернуть в семью, а в это время над городом победоносно шествует Maman.

    Maman в фильме «Враг / Enemy»

    Мать главного героя – это гигантский паук, подобный скульптуре Луиз Буржуа, а беременная Хелен — маленький паучок.

    «Maman» Луиз Буржуа. Скульптура установлена возле Национальной галереи, Канада

    Властная опекающая мать (обращается с ним как с ребенком, указывает, что делать; заставляет есть ненавистную чернику) и отсутствие связи с отцом – не тут ли кроются корни страха семейных взаимоотношений?

    Возврат к целостности личности приходит во время встречи в мотеле. Две противопоставленности сходятся и смотрят друг другу в глаза. Адам понимает, что ему придется вернутся к тому, от чего бежал. Он тщетно пытается ускользнуть от Энтони (Адам: «Это плохая идея, боюсь я сделал ошибку»), но тот вынуждает поменяться с ним местами.

    Читайте также:  Как включить встроенную видеокарту на компьютере

    При встрече Хелен видит изменения в поведении мужа, просит остаться. В момент их воссоединения, Энтони и Мэри погибают в автокатастрофе. Возможно автокатастрофа была метафорична, т.е. Адам осознает свою прошлую жизнь, бунтарский дух Энтони и либидозная энергия в виде Мэри угасают. Трещины бокового стекла перевернутой машины расползаются в виде паутины — паучиха победила, герой решает остаться в семье. Однако внутриличностный конфликт не решен и как говорил Адам студентам: «такая модель всегда повторяет себя в истории…»

    Финальная сцена: Хелен принимает душ, а Адам, примеряя одежду, находит ключ от private-бара. Для него не секрет, пропуском в какой мир служит этот ключ. И он вновь поддается искушению. «Хелен, у тебя есть планы на вечер? Мне сегодня нужно будет уйти» — говорит он жене, а в ответ слышит пронзительное паучье шипение. Лицо Адама преображается в недовольную мину Энтони. Можно предположить, что в этот момент жена вновь начинает его упрекать, но в его глазах она всего лишь брюхатый паук.

    Благодарю за внимание, а также за указание обратной ссылки при копировании статьи

    Экзистенциальная драма по роману Жозе Сарамаго

    Университетский преподаватель Адам Белл, вечно растрепанный книжный червь со взглядом, упертым в землю, волей случая видит в одном из кадров взятого в прокате фильма себя. Попытки разобраться в том, откуда на свете взялся двойник, неизбежно ведут Адама прямо в пасть безумия – впрочем, как и его новоявленного близнеца, а также двух блондинок – беременную жену и подружку героев.

    Кадр из фильма "Враг"

    В смысле прокатной репутации «Враг» выглядит своего рода эпилогом к крайне успешным «Пленницам» – обе непростые картины режиссер Дени Вильнев ухитрился снять за один год и с одним и тем же Джейком Джилленхолом в главной роли. Новый фильм – это упражнение Вильнева на ниве экзистенциального триллера, оммаж разом двум Дэвидам – Линчу и Кроненбергу. От первого здесь Изабелла Росселлини, а от второго – общая параноидальность атмосферы и любовь к насекомому как метафоре.

    Кадр из фильма "Враг"

    Со всех занятых в фильме актеров Вильнев взял подписку, согласно которой они обязались ни под каким видом не рассказывать о том, что означает трижды появляющийся в кадре паук. Однако это стремление к таинственности на экране так толком и не объясняется. Кажется, что объемистый роман нобелевского лауреата Жозе Сарамаго был выбран лишь в силу обилия мистического тумана, за который многие ценят магических реалистов борхесовского толка. Однако, прельстившись мрачным волшебством, режиссер зачем-то решил прибегнуть к помощи изрядно поднадоевшего всем инструментария арт-хаусных хитов нулевых. Более половины скромного хронометража в итоге занимают тоскливые проезды камеры под аккомпанемент кларнета, который в особо тревожные моменты сменяет виолончель. Интерьерные же сцены решены так, будто по ту сторону камеры смертным боем бьются Бернардо Бертолуччи и Анджей Жулавский – то есть Вильнев пытается сделать не только многозначительно, но и максимально красиво (иррациональную двойственность, например, постоянно подчеркивают бесконечные зеркальные поверхности). От столь настойчивых доказательств непостижимости творящегося на экране мракобесия желание в нем копаться может и вовсе пропасть.

    И уж вряд ли хоть один человек всерьез заинтересуется тем, при чем же здесь все-таки пауки.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector