Советская россия после распада ссср

Советская россия после распада ссср

После распада Советского Союза на карте мира появилось множество независимых государств, включая Россию. Становление Российской Федерации проходило в сложной обстановке. Внутренние войны и экономические кризисы существенно тормозили переформатирование экономики страны.

Предпосылки распада СССР

Экономика Советского Союза была изначально не самоокупаемой. Однако неимоверно богатые недра земли давали возможность стране держаться на плаву. Во второй половине 80х годов резко упали мировые цены на энергоносители. Как результат, экономические показатели государства пошатнулись. Это тут же сказалось на количестве выпускаемой продукции, а именно товаров народного потребления и продуктов.

В это время к власти пришел Горбачев. Стремясь поправить ситуацию, он пытался провести ряд реформ, в виде «перестройки» и «ускорения». Однако все эти начинания закончились провалом.

В это время резко обострилось противостояние между Горбачевым и Ельциным. Последний активно продвигает лозунг о суверенитете РСФСР. Кризис существующей власти и резкое ухудшение жизни народа приводит к тому, что СССР перестает существовать.

Периоды становления Российской Федерации

Становление Российской федерации как нового государства можно разделить на 3 периода, которые представлены в таблице.

Проведение радикальных реформ

Становление государственности в годы правления Ельцина

1999 – наше время

Период правления Путин – Медведев — Путин

1991 – 1993 годы

Стремительно теряющая влияние власть попыталась спасти ситуацию и в августе 1991 года организовала путч, который вошел в историю под названием ГКЧП. Под видом отстранения Горбачева от власти страну должны были продолжать вести консервативные силы под руководством Янаева.

Народное недовольство, возглавляемое Ельциным, привело к поражению путчистов. Воспользовавшись ситуацией автономии, стали объявлять о своей независимости.

В итоге 8 августа 1991 года было подписано «Беловежское соглашении» между Россией, Украиной и Белоруссией о создании Союза Независимых Государств. Позднее к ним присоединился и ряд других автономий.

Этот период характеризуется наступательной политикой Ельцина на политическом и экономическом фронте:

Был выпущен ряд указов о приостановлении влияния Коммунистической партии. У нее арестовывались все счета и собственность. Запрет на ее деятельность продержался только год. Затем конституционный суд восстановил права рядовых членов партии, оставив в силе его действие только на верхушку.

Начались претворяться в жизнь законы рыночной экономики, которые были разработаны Егором Гайдаром. За счет либерализации цен страна постепенно стала наполняться товарами. Этот период носит название «Шоковая терапия».

В 1992 году был составлен договор с субъектами федераций. Сложности возникли с Татарстаном и Чечней. Если с первыми вопрос был решен дипломатическим путем, то чеченские войны оставили глубокий след в жизни России.

В результате существовавшего двоевластия начался конфликт между президентом и Верховным Советом, который возглавлял Хасбулатов. И в этом случае победа осталась за Ельциным. Сразу после этих событий им было инициировано проведение конституционной реформы.

1994 – 1999 годы

Этот период в жизни России характеризуется особой сложностью. В 1996 году Ельциным были выиграны повторные выборы. Конкурентом его был коммунист Зюганов. События носили следующий характер:

Первая чеченская война. Началась она из-за нежелания подписать Чечней федеральный договор. В ходе боевых действий Россия вывела свои войска из зоны конфликта, и независимость осталась за автономией.

Процесс приватизации. В результате непродуманных действий произошло неправомерное перераспределение материальных благ. В итоге небольшая кучка людей завладела большими объемами государственной собственности. Сюда входили крупные промышленные предприятия. Появилось такое понятия как олигарх. Кроме политической власти эти люди владели целыми отраслями промышленности и были хозяевами в информационном пространстве.

Кризис 1998 года. Основной причиной было падение мировых цен на энергоносители, которые составляли основную статью дохода страны. Как результат, вырос государственный долг. Это привело к дефолту. Более чем в 3 раза девальвировал рубль. Не выдержав дефолта, рухнула часть банковской системы, разорились небольшие предприятия, население лишилось доли накоплений.

1999 г – наше время

К 1999 здоровье Ельцина пошатнулось, и ему пришлось уйти в отставку. Перед своим уходом он активно подыскивал себе приемника. Был проверен ряд кандидатов, которые ставились на пост премьер министра, но потом проводилось их смещение. Наконец выбор был остановлен на Путине.

Период с 1999 года по наше время характеризуется правлением Путин – Медведев – Путин.

К началу нового тысячелетия страна подошла с проблемами:

  1. В результате кризиса происходило сильное падение экономики.
  2. Необходимо было решать чеченскую проблему.
  3. Низкий уровень доходов населения.

В отсутствии полноценно развитой экономики новой властью упор был сделан на национальное богатство. В первую очередь добычу нефти и газа.

И это дало плоды. Россия стала основным поставщиком энергоносителей западным странам. С 2000 года по 2014 резко поднялась цена на нефть. Это дало возможность поднять благосостояние граждан на высокий уровень. Одновременно был создан резервный фонд, который пригодился в последующие годы.

События последних лет показали, что основной ориентир на продажу энергоносителей делать нельзя. Статистические данные свидетельствуют, что цена на них может колебаться с большой амплитудой. В таком случае страна попадает в сложную ситуацию.

На основании этого можно сделать вывод, что становление России еще не закончено и произойдет это тогда, когда основная масса добытого сырья будет поступать на внутренний рынок, а импортироваться конечная продукция. Основа государства – сильная экономика.

После распада СССР Российская Федерация стала самостоятельным государством, хотя декларация о независимости была принята еще в рамках Советского Союза в июне 1990 г.

В России после распада СССР существовала достаточно сложная по структуре политическая система, которая сложилась в результате политических реформ, начатых еще в годы перестройки.

Ельцинское время

Во главе государства стоял президент (Б.Н. Ельцин), избранный всенародным голосованием 12 июня 1991 г., который одновременно возглавлял правительство.Фактически президент являлся высшим должностным лицом в государстве и одновременно главой исполнительной власти. Законодательную власть олицетворял двухпалатный Верховный Совет, имевший функции контрольного и распорядительного органа, что позволяло ему вмешиваться в сферу исполнительной власти.

Россия после распада СССР представляла жесткую борьбу исполнительной и законодательной властей.

Судебную власть представлял Конституционный суд.
Таким образом, попытка разделения властей на практике не удалась, правовая основа государства носила переходный характер. Ситуация усугублялась отсутствием оформленных политических партий. Все это, в условиях неудачи первого года реформ, привело к глубокому конституционному кризису 1992 – 1993 гг.

Читайте также:  Работа по замкнутому контуру равна нулю

Основная борьба развернулась вокруг проекта новой конституции. Конституционная комиссия Верховного Совета закончила свою работу к осени 1993 г., и представила проект, где закреплялась ведущая роль парламента. Однако по указу президента был создан альтернативный орган – Конституционное совещание, которое также представило свой проект основного закона. Его основной смысл – ликвидировать власть Советов и закрепить президентскую республику.

Противостояние президента и Верховного Совета привели к трагическим событиям 3-4 октября 1993 г., когда произошли вооруженные столкновения на улицах Москвы, а руководители антипрезидентской оппозиции были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по новой конституции и выборы в нижнюю палату нового парламента – Государственную Думу, большинство мест в которой заняли коммунисты (КПРФ). С одной стороны, прошедшие выборы несколько стабилизировали обстановку в стране, с другой – парламент оказался оппозиционным по отношению к президенту. Ситуация не изменилась и в ходе следующих выборов (декабрь 1995 г.), когда победу вновь одержала оппозиция.

В этих условиях началась подготовка к президентским выборам.

Перевыборы Ельцина

Ельцин сумел убедить избирателей, что он является гарантом прогресса, демократии и свободы. Большое значение для победы Б.Н. Ельцина на выборах имел ряд его указов социальной направленности (о ликвидации долгов по зарплате, пенсиям и т.д.), а также начало переговоров с чеченскими лидерами о прекращении боевых действий. В итоге Б.Н. Ельцин одержал победу во втором туре над лидером коммунистов Г.А. Зюгановым.
Однако борьба президента и Думы продолжалась. Главным предметом разногласий оставалось кризисное положение российской экономики, следствием чего стала частая смена правительств. Финансовый кризис августа 1998 г. обострил политическую ситуацию, в условиях которой Госдума попыталась отстранить президента от власти, но неудачно.
19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу. КПРФ хотя и набрала наибольшее число голосов по сравнению с другими партиями (24 %), но большинство в Думе получили партии либеральной направленности. Результаты выборов оказали непосредственное влияние на решение Б.Н. Ельцина уйти в отставку.

31 декабря 1999 г. он передал исполнение обязанностей президента РФ В.В. Путину. В ходе досрочных выборов 26 марта 2000 г. В.В. Путин набрал 52,5 % голосов избирателей, что означало его победу в первом туре.

Начало времени Путина

Новый президент выступил под лозунгом сильного государства, которое обеспечивает свободу личности. Начинает выстраиваться жесткая вертикаль власти путем создания семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента.

Основными приоритетами власти стали: повышение жизненного уровня населения, борьба с преступностью, но в то же время неприкосновенность собственности.

Экономические преобразования

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ. Их цель – полный слом плановой системы и командных методов управления экономикой, а также переход к рынку. Идеологом нового экономического курса стал Е.Т. Гайдар. Он и его сторонники придерживались концепции “шоковой терапии”, которая предполагала полный отказ государства от всякого регулирования и вмешательства в экономику.
Основными направлениями реформ стали:

  • либерализация цен и торговли;
  • приватизация государственной собственности и жилья;
  • свобода внешнеэкономической деятельности.

Отказ правительства от регулирования экономики привел к катастрофическим последствиям: резко возросли цены, упала покупательская способность населения, увеличились тарифы на перевозки, начался кризис неплатежей и т.д. На VII Съезде народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) работа правительства Е.Т.Гайдара была признана неудовлетворительной.

Новым главой правительства был назначен В.С. Черномырдин и внесены коррективы в экономическую политику. Вместо “шоковой терапии” был взят курс на постепенный переход к рынку, при поддержке со стороны государства отечественной промышленности.
Несмотря на это, продолжался спад производства, усиливалась сырьевая ориентация экономики, увеличивался дефицит госбюджета, снижался уровень жизни населения.

Причинами неудач экономических реформ стали:

  • схематичный перенос западных макроэкономических моделей на российскую почву без учета местной специфики;
  • географический фактор (в силу рискованных природно- климатических условий на большей части территории страны необходимы государственные дотации);
  • изначальная нехватка внутренних ресурсов на проведение реформ и неоправданная надежда на помощь со стороны Запада;
  • отсутствие продуманной программы реформ.

В марте 1997 г. президент отправил правительство в отставку, поводом к чему стала всероссийская акция протеста, организованная профсоюзами. В.С. Черномырдин сохранил пост главы правительства, однако в марте 1998 г., под угрозой новой Всероссийской акции протеста, он был заменен С.В. Кириенко. Новым правительством была выдвинута антикризисная программа (расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля над импортно-экспортными операциями, снижение тарифов на транспортные перевозки и т.п.), реализация которой связывалась с получением очередного займа у МВФ.

Однако просчеты во внутриэкономической политике (ставка делалась не на развитие производства, а на продажу государственных ценных бумаг для пополнения бюджета) и неблагоприятная мировая конъюнктура (кризисы на азиатских биржах и падение цен на нефть) привели к финансово-экономическому кризису. Зарплата и инфляция были несовместимы. 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по внешним и внутренним обязательствам (дефолт), а 23 августа последовала отставка правительства.

Поиск наиболее оптимального пути выхода из кризиса продолжался в течении года. Правительство РФ последовательно возглавляли Е.М. Примаков (сентябрь 1998 – май 1999 гг.), С.В. Степашин (май – август 1999). В.В. Путин (август 1999 – март 2000 гг.).

С начала 1999 г. в российской экономике обнаружились благоприятные тенденции, что было связано как с внутренними, так и с внешними факторами. Для оживления экономики была введена единая ставка налога на доходы (13 %). Для предотвращения утечки капиталов усиливается контроль за внешнеторговой деятельностью. Рост мировых цен на нефть и на энергоносители также способствовали развитию российской экономики.
В июне 2000 г. правительство М.М. Касьянова приняло программу развития на 10 лет, направленную на защиту интересов производителей, реформирование банковской системы, укрепление национальной валюты, проведение налоговой и жилищно-коммунальной реформ. В то же время правительство объявило одним из приоритетных направлений своей деятельности социальную политику.
В настоящее время продолжается процесс реформирования Российского государства. Основными приоритетами остаются регулируемая рыночная экономика, усиление законности и порядка, развитие демократических институтов, укрепление вертикали власти, повышение жизненного уровня российских граждан.

Читайте также:  Функция правсимв в excel примеры

Геополитическое положение

  1. Первая половина 90-х годов. Этот этап характеризовался явной прозападной ориентацией (главным образом, на США) в ущерб национальным интересам и налаживанию отношений со странами ближнего зарубежья (СНГ).
  2. Со второй половины 90-х годов и до настоящего времени. В этот период был преодолен явный “прозападный крен” во внешнеполитическом курсе страны, осознана первостепенная важность тесного сотрудничества со странами СНГ.

Разработаны новые концепции внешней политики и политики национальной безопасности России (2000 г.). Они сочетают национальные интересы страны с широкими интересами мирового сообщества.

Россия исходит из того, что глобальные проблемы (экология, наркобизнес, терроризм, распространение ядерного оружия, межнациональные конфликты и т.д.) можно решить только совместными усилиями.

Российское руководство выступает против концепции “однополярного мира” (господство США в мире) и отстаивает модель “многополярного мироустройства”, в котором главная роль отводится коллективным механизмам поддержания мира и безопасности.
С этой целью Россия активно выступает за поддержание отношений с НАТО (в 2002 г. подписано новое соглашение о сотрудничестве), за повышение статуса ООН и ОБСЕ, за развитие экономических и политических связей с Европейским Союзом (ЕС).

В то же время активизировалась политика России в отношении азиатских стран (Китай, Индия, Ирак и др.).
Российское руководство последовательно продолжает курс на ограничение ядерных вооружений. В мае 2002 года, во время визита Дж. Буша в Москву, был подписан дополнительный договор о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Пока неясны последствия заявления в 2018 году американского президента Дональда Трампа о выходе из договоров о сокращении которые он назвал “неудачной сделкой, заключенной с Россией”.

После распада СССР Российская Федерация (РФ) объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг.

В октябре 1991 г. V Съезд народных депутатов согласился с предложенным Президентом проектом радикальной экономической реформы, которая включала: либерализацию цен (освобождение их от государственного контроля), ускоренную приватизацию (разгосударствление) промышленности, введение частной собственности на землю, реформирование банковской системы. Чтобы смягчить резкое ухудшение положения населения, предусматривались некоторые меры социальной защиты. Предполагалось, что за счет этих мер экономическая ситуация в стране стабилизируется в течение года, а затем начнется улучшение жизни людей. Идеология перестройки сформировала у населения негативное отношение к прежнему социально-экономическому строю, подготовила общество к отказу от него. Именно поэтому большинство советских людей спокойно и с надеждой встретили реформы, не представляя, как они отразятся на личной жизни каждого. Верилось, что, отказавшись от бесплатного медицинского обслуживания, образования, жилья, гарантированной трудовой занятости, низких цен на большинство товаров, каждый человек сможет реализовать свои возможности, станет реальным собственником, способным обеспечить себе достойную жизнь. Немногие понимали, что в одночасье окажутся безработными, не смогут оплатить необходимое лечение или дать хорошее образование своим детям. Экономическая реформа представлялась «светом в конце тоннеля». Уставшее от углубляющегося кризиса общество было неспособно критически осмыслить ситуацию. Сказывались также низкая политическая культура и излишняя «доверчивость» большинства населения к средствам массовой информации.

Поскольку реформа требовала твердого единого руководства, съезд предоставил на год президенту Б. Н. Ельцину дополнительные полномочия, позволяющие ему возглавить и определить численный состав правительства, изменять структуру высших органов исполнительной власти. Начало реформы планировалось на ноябрь 1991 г., но противодействие оппозиционных сил позволило приступить к ней только с января 1992 г. Созданное президентом правительство под руководством вице-премьера Е. Т. Гайдара 2 января 1992 г. объявило об освобождении цен на все виды товаров и услуг из-под контроля государства.

Разработчики реформы надеялись, что эта мера сможет оздоровить экономику, поскольку сократит избыточную денежную массу у населения, наполнит товарами прилавки, приведет в соответствие цены с рыночным спросом. Однако на практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За 1992 г. цены на потребительские товары выросли более чем в 30 раз. Почти наполовину снизился жизненный уровень населения.

Отказ от государственного контроля над ценами в условиях монополизированной советской экономики позволил предприятиям-монопо- листам резко поднять цены на свою продукцию. Они увеличились более чем в 30 раз и сделались недосягаемыми для рядовых покупателей. Это привело к резкому падению производства. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность России оказалась фактически разрушенной. У государства не было средств на проведение конверсии и оплату госзаказов. Падение производства (более 20% ежегодно) привело к оттоку высококлассных специалистов в торговлю, в «бизнес», за рубеж и т.п. Сокращение производства вызвало рост безработицы. К концу 1993 г. она составила 13% всего трудоспособного населения, а по отдельным районам дошла до 40%.

Либерализация цен усилила социальную дифференциацию населения. К концу 1993 г. по данным Российской Академии наук слой богатых граждан составлял в России 3—5%, около 80% жили ниже среднего уровня, при этом 40% населения жили за чертой бедности. Такая ситуация, естественно, накаляла социальную напряженность и делала ситуацию в стране взрывоопасной.

Читайте также:  Как найти большую диагональ трапеции

В ходе этих преобразований были накоплены средства для второго этапа реформы (приватизации государственной собственности). Он проводился уже за пределами рассматриваемого нами периода — в 1994 г. Все граждане России получали приватизационные чеки (ваучеры) с номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., становясь при этом как бы совладельцами всего государственного имущества. Каждый мог выбрать, как поступить со своим ваучером: продать его, купить на него акцию своего предприятия или вложить в чековый инвестиционный фонд. На практике же большая часть чеков оказалась у полукриминаль- ных и криминальных элементов, администрации предприятий, чиновников. Приватизация, которую в народе назвали «прихватизацией», передала в руки частных предпринимателей 110 тыс. промышленных предприятий. Фактически бескровно в кратчайшие сроки (полгода) произошел передел собственности. Государственный сектор утратил лидирующее положение в промышленности. Но изменение форм собственности не повысило эффективности производства, как предполагалось. 1994 г. стал годом наибольшего спада производства. Был разрушен научно-промышленный потенциал страны и энергетическая инфраструктура. Россия все больше стала приобретать облик слаборазвитой страны. Ухудшилось материальное положение граждан, возросла социальная напряженность.

Но приватизация смогла сделать главное: теперь социально-экономические изменения в стране стали необратимыми, поскольку возникла их социальная опора.

Одновременно с экономическим страна переживала затянувшийся политический кризис. Он выражался в жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Государственный аппарат в России в начале 1990-х гг. состоял из двухступенчатой системы органов законодательной власти — Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся всенародно избранный Президент. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Рост напряжения в обществе передавался народным избранникам. Большинство депутатов Верховного Совета выступали за восстановление СССР и возврат прежней системы. Постепенно вокруг Верховного Совета начали концентрироваться силы, недовольные ходом реформ. Вместе с тем после подавления августовского путча 1991 г. значительно изменился кадровый состав исполнительных органов власти. На ключевые посты в них были расставлены сторонники реформ и президента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между исполнительной и законодательной властью, характерное для советской системы, вело к обострению конфликта между сторонниками и противниками реформ. Постепенно углубляющийся экономический кризис, снижение жизненного уровня россиян вызывали у них раздражение и недовольство. Депутаты Верховного Совета резко критиковали действия президента и правительства. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е. Т. Гайдара ушло в отставку. Было сформировано новое правительство во главе с В. С. Черномырдиным.

В марте 1993 г. на VII Съезде народных депутатов консервативная часть депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять ряд поправок к Конституции. Ельцин назвал эти действия «ползучим переворотом» и подписал Указ «Об особом порядке управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту. До этого времени деятельность Верховного Совета РФ приостанавливалась. Конституционный суд (председатель В. Д. Зорькин) признал эти действия президента противоречащими сразу 9 статьям Основного Закона. Экстренно был созван IX съезд народных депутатов, который классифицировал Указ Ельцина как попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отстранение от власти. Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от своего обращения, а Съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 г. Россиянам предлагалось ответить на следующие вопросы: доверяют ли они Президенту Российской Федерации Б. Ельцину, одобряют ли социальную политику, осуществляемую с 1992 г., и считают ли необходимым провести досрочные выборы народных депутатов и президента. За доверие Ельцину высказалось 58,7% граждан. Референдум не дал ни одной из сторон полной победы. Единственным средством прекратить конфронтацию ветвей власти могло стать принятие новой Конституции, разграничивающей полномочия ветвей государственной власти. Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного закона, в основу которого была положена идея президентской республики.

Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной властью достигло осенью 1993 г. 21 сентября Ельцин выступил по Центральному телевидению с обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции. Он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого распускались представительные органы власти — Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 11—12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную думу — нижнюю палату парламента. Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового Президента был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Сторонники Верховного Совета стали проводить демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады, а в Белом доме, где находился Верховный Совет, из добровольцев формировались отряды самообороны. Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино. 3 октября 1993 г. указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома. К вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено. В ходе этих событий погибли несколько сот человек. Руководители обороны Белого дома (А. В. Руцкой, Р. И. Хасбулатов и другие) были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.

После подавления сопротивления оппозиции и разгона Верховного Совета 26 октября 1993 г. Указом Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась деятельность местных советов, а их функции перешли к главам местной администрации. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Советская власть, просуществовавшая в нашей стране 76 лет, была ликвидирована. Завершилась целая эпоха истории нашей страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector