Спидбустер для чего нужен

Спидбустер для чего нужен

В конце 2013 года компании Metabones и Caldwell Photographic представили новинку под названием Speed Booster, предназначенную для того, чтобы иметь возможность применять полнокадровую оптику на камерах с уменьшенным сенсором . Она устанавливается между объективом камерой. Название устройства можно перевести, как «усилитель светосилы».
По заявлению разработчиков, Speed Booster увеличивает максимальную диафрагму, увеличивает MTF (микроконтраст) и изменяет фокусное расстояние на соответствующий множитель (указывается на адаптере). Например, объектив Canon EF 85mm f/1.2L II при установке на камеру Sony NEX с помощью Speed Booster 0,71 трансформируется в объектив с фокусным расстоянием 59 мм, максимальной диафрагмой f/0,9 и повышенной резкостью. Секрет в том, что обычно при установке полнокадровых объективов на камеры с меньшим размером сенсора часть формируемого изображения просто теряется, тогда как Speed Booster дополнительно фокусирует изображение, направляя на уменьшенный сенсор весь световой поток, собранный объективом.

В настоящее время эта и ряд других компаний выпускают большое количество адаптеров для большинства камер. Однако, использование дополнительных линз, способных улучшить одни характеристики, неизбежно приводит к ухудшению других характеристик. Например — повышается светорассеяние.

Принцип работы Speed Booster (очень упрощённо).

Когда возникают бредовые споры про полный кадр и кропы, оригинальный выход из них обычно предлагает компания Metabones, которая изобрела волшебный переходник, позволяющий увеличить светосилу объектива и сократить фокусное расстояние. Что из этого миф, а что нет, мы и попытаемся разгадать в нашем тесте.

Надо сказать, что ничего сверхреволюционного в решении нет — похожие решения были еще в 20 веке, просто успешными не стали, в силу отсутствия необходимости. Работают они понятно, сокращая фокусное расстояние объектива на соответствующий коэффициент, то есть, по сути, просто оптически уменьшая картинку. Посмотрите на телеконвертер — он делает то же самое, только наоборот. Однако, здесь очень важно все сделать качественно, чтобы была прецезионность, а плоская картинка не превращалась в сферическую, что грозит потерей детализации по краям кадра. Эффект преобразования виден прямо в характеристиках модели. Этот, например, имеет коэффициент 0.71, который мы дополнительно умножаем на кроп факто-камеры 2, в итоге, получается 1.42, то есть, так можно ставить кропнутые и полнокадровые линзы с Никона на микру даже с небольшим выигрышем по фокусному на коротком конце, то есть, мой 17-55 будет давать ЭФР 24-77, а не 25,5-82.5, охватывая стекло на полную. Есть у компании почти любые комбинации спидбустеров, в том числе, и с коэффициентом 0.64, которые позволяют поставить полнокадровые объективы на кроп-тушки без потери площади кадра. За предоставленный адаптер большое спасибо компании Фотофрейм, которая является дистрибьютором Metabones в России.

Читайте также:  Телефон перестал заряжаться причины

На первый взгляд, адаптер как бы обычный, просто с оптическим блоком внутри, а также готовым адаптером под Arca Swiss с отверстием под 1/4" болт. Последний, кстати, снимается, поскольку с площадками на камере он не дружит. Полезная вещь — это кольцо управления диафрагмой, которое позволяет управлять прыгалкой вручную, причем, без щелчков и в любое время. Адаптер сидит на тушке, возможно, даже слишком плотно, зато даже намека на люфт нет. Работа проста: поставил на камеру и забыл. Единственный вращающийся элемент — колесо управления диафрагмой, которое здесь просто пронумеровано по ступеням. Значение ступеней зависит, соответственно, от объектива. Для темных шириков нулем будет 4, для светосильных фиксов 1.4 или что у вас там стоит. Для работы со старыми объективами диафрагму надо предварительно полностью закрыть, а вот управлять зенитарами с центральным управлением будете так же, как и раньше.

Поясню, откуда взялся миф про волшебное увеличение светосилы. Тем, кто вдруг забыл, напомню, что светосила иначе называется относительным отверстием, рассчитываемым по замороченной формуле отношения физического значения диаметра диафрагмы к фокусному расстоянию. То есть, в случае 50/1.2 на открытой диаметр диафрагмы равен 42 мм. А поскольку спидбустер сокращает фактическое фокусное расстояние, уменьшая его на соответствующий коэффициент, производитель и считает, что, если уменьшить фокусное расстояние, значение дроби будет другим как раз за счет сократившегося знаменателя. Отсюда мифический рост светосилы. Правда, тем двоечникам, которые прогуляли школьный курс оптической теории, напомним, что сократится здесь не только фокусное расстояние, но также и эффективный размер диафрагмы на тот же самый коэффициент, и светосила останется такой же, чуда не произойдет. Эта математика подойдет для тех умников, которые любят пересчитывать светосилу объектива, в зависимости от установки на разные тушки с разными кроп-факторами. Однако, объектив не начинает пропускать через себя больше света, увы, законы физики нельзя сжать архиватором.

Смысл использования бустера на кроп-камерах состоит в том, что вы можете использовать кропнутые или полнокадровые объективы, как родные. В моем случае, это кроп на другой кроп без потери площади кадра на коротком конце, а если взять полнокадровые стекла, то и там то же самое, просто нужен другой адаптер. Однако, помимо площади кадра, мы приобретаем полноценное боке, которое срезается как раз нашей секвестированной технологиями матрицей, то есть, спор о том, что лучше, полный кадр или кроп, сходит на нет.

Читайте также:  Сбой ограничения pattern что это

Да, технически все верно, но мне не дает покоя, например, то, что это лишний оптический элемент в системе, соответственно, который будет вносить значимые, пусть и малозаметные, искажения картинки в каких-то условиях. Понятно, что глазом вы этого не увидите, хотя лично мне все равно бросается в глаза соотношение сторон 3:4 а не 2:3, хотя если дополнительно обрезать кадр, то в таком соотношении и будет соответствовать кропу ×1.5. Зато чего нельзя заменить — так это тональной компрессии, которая идет уже на уровне камеры. Здесь на нее играет и битность фото 14 против 12 в раве, и уменьшение картинки с повышением детализации из больших пикселей в маленькие. Однако, волнует ли вас это, если в зеркалке при работе с ручными стеклами даже пикинга нет, а тут есть и зебра, и 4К, и все остальные достижения, да и замер по матрице. И если в фото недостатком будет отсутствие автофокуса, то в видео будут сплошные преимущества. Если вы считаете, что современные линзы под микру очень дороги, можете купить похожий адаптер и ставить на камеру полнокадровые прошлого века и с ручным фокусом, которых сейчас на вторичном рынке очень много.

Тестовые фотографии можно посмотреть ниже или скачать в полноразмерном варианте.

Многие наверняка уже успели прочитать новость о том, что компания METABONES анонсировала чудо-адаптер Speed Booster, который не только позволяет ставить полнокадровые объективы на кропнутые камеры (такого добра у нас навалом!), но и позволит трансформировать кружок изображения с полнокадровых объективов до размера кропнутых матриц, при этом не только сохраняя светосилу и разрешение, но даже увеличивая их!

Адаптер выглядит вот так:

Как же получается, что дополнительная стекляха может по сути улучшать объектив для конкретной кропнутой системы?

По сути этот адаптер работает как "телеконвертер наоборот".
Он оптически уменьшает изображение до меньшего формата. При этом картинка "уплотняется" и по разрешающей способности, и по освещенности (по аналогии — как луч фонарика на стене — в режиме узкого луча пятно ярче, чем при широком).

Упрощенно с точки зрения оптики это выглядит вот так:

В реальности адаптер представляет собой конструкцию из 4-х линз высокого качества, вот с такой оптической схемой:

Читайте также:  Скорость вращения 7200 rpm

Разумеется, сама по себе эта насадка не может быть "прозрачной" и вносит небольшие искажения, как видно по нижним графикам. Но эти искажения слишком малы, чтобы беспокоиться о них, поскольку исходная картинка уменьшается, тем самым пропорционально повышается разрешающая способность, а в итоге потери качества сводятся на нет (и возможно резкость будет даже лучше).

Судя по данным из вот этого превью-обзора адаптера, в реальности качество изображения чуть-чуть повышается в центре и не падает на краю, что можно считать прекрасным результатом.

Можно подрочить на MTF:

Для APS-C матриц эффективный кроп с адаптером составит 1.1х, т.е. полнокадровые объективы по сути сохранят угол зрения и размытие фона, при этом светосила увеличится на 1 стоп. Сам адаптер обладает увеличением 0.71х, т.е. для m4/3 формата кроп-фактор при использовании адаптера будет около 1.4х, что также неплохо.

К примеру полнокадровый 35мм f/1.4 на камере с сенсором m4/3 с адаптером Speed Booster превратится в 24мм f/1.0 (т.е. прекрасный светосильный "полтиник" с эквивалентной ГРИП, аналогичной f2.0 на полном кадре).

Банальный Canon 17-40 4L, будучи поставленным через адаптер на m4/3, превратится в 24-56 мм f/2.8 за копейки. А на Canon M этот объектив сохранит полнокадровый широкий угол, повысит разрешение в центре кадра и при этом также "посветлеет" до f/2.8.

NB
Несмотря на то, что светосила увеличится на стоп, то есть картинка реально посветлеет, ГРИП при этом не изменится, поскольку рабочий отрезок также уменьшается, поэтому итоговая оптическая система будет давать совершенно такую же ГРИП. То есть размытие фона будет таким же, как если бы мы просто использовали исходный объектив на полном кадре.

Надо заметить, что при всем этом заявлена электронная совместимость, т.е. управление диафрагмой, стабилизатором и мотором фокусировки (но здесь уже вопрос о том, как будет работать АФ в реальности на конкретных системах).

Версию под Canon для Sony NEX обещают уже в этом месяце по цене около 600$, а в будущем — версии под m4/3 и другие системы.

Почему такой адаптер не был создан раньше? Дело в том, что создание такой системы возможно только на беззеркальной камере, с возможностью сильно приблизить объектив к матрице, тем самым уменьшив пятно изображения. А за перефокусировку под измененный рабочий отрезок отвечает уже собственно блок линз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector